Разное

Правильное расположение шахмат: Правильная расстановка шахмат на доске

Содержание

Как правильно расставить шахматную доску?

Начинающим шахматистам и тем, кто никогда раньше не играл в эту игру, легко запутаться в том, куда расставлять шахматные фигуры. Это ещё больше сбивает с толку, поскольку шахматная доска представляет собой идеальный квадрат, и вы не знаете, как сориентировать её, чтобы правильно расположить все шахматные фигуры.

Запомнить, где стоит каждая шахматная фигура, — самая фундаментальная часть вашего обучения. Если вам ещё предстоит изучить основы, вы находитесь в правильном месте.


  • Содержание

    • Как правильно расположить шахматную доску?
    • Как правильно расставить шахматы?
    • Как расставить пешки в шахматах?
    • Куда поставить ладьи?
    • Как расставить коней в шахматах?
    • Куда разместить слонов в шахматах?
    • Куда поставить Ферзя (королеву) в шахматах?
    • Куда поставить короля на шахматной доске?
    • Сравнение сторон на шахматной доске
    • Практика и мастерство

Следуйте этим простым шагам, когда вы расставляете шахматы для игры и повторяйте их, пока они не станут автоматическими каждый раз, когда шахматы находятся перед вами.

Как правильно расположить шахматную доску?

Когда вы кладёте доску на плоскую поверхность, убедитесь, что белый квадрат находится в правом нижнем углу.

Прежде чем ставить какие-либо фигуры на доску, это самое важное, что вы должны сделать в первую очередь, поскольку неправильная ориентация означает, что фигуры не будут расположены должным образом.

Как правильно расставить шахматы?

  • Игрок 1 (белые): Использует поля 1A-H и 2A-H
  • Игрок 2 (чёрные): Использует поля 8A-H и 7A-H

Установка шахматной доски

Как расставить пешки в шахматах?

Прежде чем перейти к шахматным фигурам более высокого ранга, сначала поставьте свои пешки. Думайте о них как о первой линии обороны перед тем, как высшие чины покажут себя во время битвы.

Обычно это самые маленькие фигурки в вашем наборе, и их 8 штук. Они расположены на втором ряду по прямой линии.

  • Игрок 1 (белые): Пешки идут по горизонтальному ряду с цифрой «2» и выстраиваются на всём пути от А до Н.
  • Игрок 2 (чёрные): Пешки идут по горизонтальному ряду «7», и также по вертикальным столбцам А — Н.

Расстановка пешек

Поместите все свои 8 пешек вдоль второй горизонтали или ряда. После расстановки пешек вы уберёте кучу фигур из коробки и вам будет проще находить фигуры для дальнейшей расстановки.

Куда поставить ладьи?

Помимо пешек, у ладей самая лёгкая позиция на шахматной доске.

В наборе есть две ладьи как для чёрных, так и для белых. Они расставляются по нижним углам шахматной доски.

  • Игрок 1 (белые): Ладьи стоят на 1A и 1H.
  • Игрок 2 (чёрные): Ладьи стоят на 8A и 8H.

Расстановка ладей

Как расставить коней в шахматах?

Фигуры в форме лошади также называются конями, и они ставятся рядом с ладьями.

В наборе для каждого игрока приходится по два коня.

  • Игрок 1 (белые): кони располагаются на полях 1B и 1G.
  • Игрок 2 (чёрные): кони располагаются на полях 8B и 8G.

Расстановка коней

Куда разместить слонов в шахматах?

Фигуры с закруглёнными концами называются слонами и располагаются рядом с конями.

У каждого игрока есть 2 слона, и они стоят рядом с конями.

  • Игрок 1 (белые): слоны стоят на полях 1C и 1F.
  • Игрок 2 (чёрные): слоны стоят на полях 8C и 8F.

Расстановка слонов

Теперь самое сложно. Нужно определить, куда поставить ферзя (королеву) и короля.

Многие новички думают, что эти фигуры можно поставить на любые поля, но это неправильно!

Куда поставить Ферзя (королеву) в шахматах?

Ферзь (королева) ставиться на определённое поле. И чтобы быстро определить на какое, нужно запомнить небольшое правило:

Дама любит свой цвет.

В качестве «Дамы» здесь выступает шахматная фигура королева или ферзь.

Таким образом, получаем: если у нас белый ферзь, то он ставится на белое поле. Если у нас чёрный ферзь, то он ставится на чёрное поле.

  • Игрок 1 (белые): Позиция ферзя на поле 1D
  • Игрок 2 (чёрные): Позиция ферзя на поле 8D

Расстановка ферзя в шахматах

Куда поставить короля на шахматной доске?

Король ставится на доску последней фигурой, и он идёт на последнюю оставшуюся клетку. Его легко поставить на доску, если ферзь уже стоит на своём месте.

Это фигура, которая нуждается в постоянной защите. Как только король захвачен или пойман противником, игра заканчивается.

Вот почему единственная фигура короля каждого игрока находится в середине всех фигур, чтобы она была полностью защищена от атак и взятия.

  • Игрок 1 (белые): король ставится на поле 1E.
  • Игрок 2 (черные): король ставится на поле 8E.

Расстановка королей

Сравнение сторон на шахматной доске

Когда вы закончите расстановку своей стороны, взгляните на сторону шахматной доски вашего соперника. Его фигуры должны идеально отражать ваши при правильной расстановке. Если это не так, то значит кто-то из вас неправильно расставил шахматные фигуры.

Обычно игроки путают расположение короля и ферзя, что приводит к задержкам и отвлекающим факторам. Всегда помните правило расстановки ферзя и постоянно практикуйте расстановку шахмат, пока это не станет вашей второй натурой.

Практика и мастерство

Поначалу будет немного запутанно запоминать, куда правильно расставляются шахматные фигуры. Поскольку на доске 64 поля одинакового размера, вполне нормально чувствовать себя подавленным.

Даже с подписанными досками начинающие шахматисты подвержены путанице и ошибкам во время первых нескольких партий, но, в конце концов, чем больше они практикуют и играют в шахматы, тем быстрее у них получается расставлять шахматные фигуры на правильные позиции.

Не волнуйтесь, если вы чувствуете себя в растерянности из-за такого количества разных фигур. В итоге вы освоите их правильное размещение.

Игра в шахматы основывается на стратегии, навыках и интеллекте, а это означает, что правила и правильная расстановка шахматных фигур необходимы для правильной игры в шахматы. Все шахматные гроссмейстеры начинали как новички, но с постоянной практикой и решимостью они достигли того мастерства, которое имеют сейчас.

Будьте готовы время от времени терять некоторые шахматные фигуры, особенно ферзя, который считается самой сильной фигурой, но которого так легко потерять. Важно учиться на своих ошибках, чтобы избежать их в будущих партиях.

Итак, пора начинать игру!

Шахматные фигуры: название, расстановка, как ходят

Самой популярной интеллектуальной игрой в мире считают шахматы. Знакомство с шахматами начинается с изучения названий фигур, их расстановки и значения для шахматной партии.

Содержание (нажмите, чтобы свернуть)

  1. Сколько фигур в шахматах
  2. Расстановка шахматных фигур
  3. Характеристика шахматных фигур
  4. Легкие и тяжелые фигуры
  5. Сила шахматных фигур
  6. Ударная сила шахматных фигур
  7. Название шахматных фигур
  8. Король и королева в шахматах
  9. Король
  10. Ферзь в шахматах
  11. Ладья в шахматах
  12. Слон в шахматах
  13. Конь в шахматах

Сколько фигур в шахматах

Для игры используют всего 32 шахматные единицы — 16 белых и 16 черных.

У каждого игрока 16 шахматных единиц — 8 фигур и 8 пешек:

  • король — 1 шт.,
  • ферзь — 1 шт.,
  • ладья — 2 шт.,
  • слон — 2 шт.,
  • конь — 2 шт.,
  • пешка — 8 шт.

Освойте шахматы меньше чем за 10 минут

Расстановка шахматных фигур

Поле шахматной доски состоит из 64 клеток — 32 белые и 32 черные. Расстановка шахматных фигур на доске в начале партии строго регламентируется:

  • Белые фигуры занимают первый и второй ряд доски, черные — седьмой и восьмой.
  • 1 ряд белые фигуры — ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
  • 8 ряд черные фигуры — ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
  • Ладьи располагаются по углам.
  • Конь — рядом с ладьей.
  • Слон — рядом с конем.
  • Ферзь — на центральной клетке своего цвета.
  • Король — рядом с ферзем.
  • 2 ряд — белые пешки.
  • 7 ряд — черные пешки.

Расположение шахматных фигур на доскеРасстановка шахматных фигур — ладьиРасстановка шахматных фигур — коняРасстановка шахматных фигур — слонаРасстановка шахматных фигур — ферзяРасстановка шахматных фигур — короляРасположение шахматных фигур на доске

Характеристика шахматных фигур

КорольФерзьЛадьяСлонКоньПешка
Символ
Ценность~9~5~3,5~3,5~1
Ударная сила в центре827141382
Ударная сила на краю5211473–41
Ударная сила в углу3211472
«Вес» фигурытяжелаятяжелаялегкаялегкая

Легкие и тяжелые фигуры

Деление фигур на легкие и тяжелые произошло не из-за их веса (массы). Конь и слон считаются менее ценными для игры, чем ладья и королева, поэтому их вводят в бой первыми и называют легкими. Ферзь и ладья относятся к тяжелым фигурам, так как ходят на любое число полей, наиболее полезные и помогают выигрывать.

Сила шахматных фигур

Сила шахматной фигуры — относительная оценка ценности и стратегической важности фигуры, измеряемая в баллах. Бесконечной ценностью обладает король, так как его нельзя обменять на другую фигуру и подставить под угрозу.

Ударная сила шахматных фигур

Ударная сила — это способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей пустой шахматной доски. Позиция в центе повышает ударную силу фигуры. Исключением из этого правила стала ладья, у которой ударная сила одинакова в любом сегменте шахматной доски.

Название шахматных фигур

Фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. За каждой фигурой в шахматах закреплено свое название.

Король и королева в шахматах

Как выглядит король и королева в шахматах

Как отличить короля от королевы в шахматах? Король выше королевы и считается самой высокой фигурой в шахматах. Шахматный король имеет крест, у королевы — небольшой шарик. Часто королева похожа на увеличенную ладью.

Король

Название фигуры: король, шах, малик, царь. В дореволюционной России фигуру «король» называли генералом. Обозначение короля — буквы «КР» или «К» (англ. king).

Шахматный король: как выглядит и как ходит

Как выглядит король в шахматах

Фигуры «Король» в начале игры стоят на полях, противоположных своему цвету. Если король падет в бою — игра проиграна.

Как ходит король

Король медлителен. Перемещаться он может в любом направлении, но только на одну клетку. В начале партии белый король встает на клетку е1, черный король — е8.

Шахматный король ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали, участвует в рокировке. Важно! Согласно шахматным правилам, король не может ходить на поле, находящееся под ударом другой фигуры (ходить под шах).

Как бьет король

Король «ест» фигуру, которая стоит рядом с ним. Рубит на одну клетку во все стороны. А вот съесть короля соперника король не может и подойди ближе, чем через одну клетку. Благодаря оппозиции, король получает возможность помочь своей пешке стать ферзем.

Оппозиция в шахматах — противостояние королей. Ближняя оппозиция — расстояние между королями составляет одно поле. Дальняя оппозиция — расстояние между королями составляет 3 или 5 поля. Возможны оппозиции по вертикали, горизонтали и диагонали.

Король в шахматах

«Короля рубить нельзя»

Игрок должен понимать, что короля нельзя поставить под удар соперника. Если король остается без защиты и под ударом, то партия заканчивается сразу, не дожидаясь «съедания» короля.

Если во время партии игрок ходит королем под шах, то судья обязует его переходить. Мат возникает только тогда, когда шахматист создал такое нападение на короля соперника, от которого нет ни одной защиты, допустимой шахматными правилами.

Шахматный король никогда не может взять ферзя, объявить шах или мат королю соперника. В ситуации, когда на шахматной доске остаются только два короля, партия заканчивается и объявляется ничья.

Ферзь в шахматах

Шахматная фигура ферзь

Название фигуры: ферзь, визирь, советник, гетман, королева, дама, царица. Его Величество Ферзь — самая мощная (сильная) фигура. Обозначение ферзя — буквы «Ф» или «Q» (англ. queen).

Каждый шахматный игрок может иметь столько ферзей, сколько пешек сумеет дойти до противоположного края доски.

Теоретически на доске одновременно может быть 9 ферзей одного цвета.

Как выглядит ферзь в шахматах

шахматы

Фигура королевы увенчана небольшим шариком.

Из толкового словаря Владимира Даля: «ФЕРЗЬ ж. , но правильнее м. старшая по царе <после царя> шахматная шашка; с персидск. искажен. Если, по уговору, ферзь ходит всеми ходами, т. е. и конем, то зовется: ферзь всяческая».
В современных шахматах ферзь сочетает в себе ладью и слона. Однако в старых русских шахматах ферзь, по предварительной договоренности, мог ходить как конь. В таком случае его называли «ферзь всяческая». А в ранних шахматах ферзь был одной из слабейших фигур и мог ходить лишь на одно поле по вертикале, горизонтали и диагонали.

Как в шахматах ходит ферзь

Королева в шахматах ходит по вертикали, горизонтали, диагонали, вперед, назад, влево, вправо на любое количество клеток. Как сильной фигуре, ферзю открыты все пути — от края до края. Игрок сам решает на какой клетке шахматной доски остановить ферзя. Но! Ферзь, не может перепрыгивать клетки, занятые другими фигурами и пешками.

Ферзь = ладья + слон. Ферзь может ходить, как ладья (по прямым линиям) и как слон (по диагонали).

Где стоит ферзь

«Ферзь любит свой цвет» — это выражение помогает шахматисту запомнить, куда поставить королеву в начале партии. Белый ферзь всегда находится на белом поле (d1), черный ферзь — на черном (d8).

Преимущества королевы
  • Ферзь из центральных полей может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.
  • Главная фигура атаки.
  • Ферзь рубит во все стороны.
  • Ферзь, нападая, легко может поставить мат сопернику.
  • Ферзь, введенный в игру в середине или в конце партии, приносит больше пользы.
  • Ферзевый гамбит — дебют, который начинается ходами 1.d4 d5 2.c4.
  • Ферзь может съесть ферзя соперника, стоящего на пути.
Сила ферзя

Сила ферзя оценивается:

  • от 8 до 9 пешек;
  • немного сильнее ладьи и слона;
  • немного сильнее ладьи и коня;
  • немного слабее двух ладей.

Ладья в шахматах

Название фигуры: ладья, башня, тура, пушка, корабль, колесница, замок. Обозначение ладьи — буква «Л» или «R» (англ. rook).

Ладья парная фигура. В начале партии располагаются по углам шахматной доски. Белые ладьи занимают поля a1 и h2, черные ладьи — a8 и h8.

Как выглядит ладья в шахматах

Внешне ладья напоминает осадочную башню. На Русси название фигуры связано со словом «ладья» — большое парусное судно. В Восточных странах фигуру называли Ратхи (боевая колесница) и Рух (хищная птица).

Как выглядит ладья в шахматах

Как в шахматах ходит ладья

Ладья в шахматах ходит по вертикали и горизонтали, вперед, назад, налево, направо на любое число полей. Ладью, если на пути нет других фигур и пешек, можно перенести через все поле. Ладья бьет так же, как ходит.

Шахматная фигура ладья за два хода может дойти до любой клетки шахматной доски. Если на пути стоит своя фигура — путь закрыт, если расположена фигура или пешка противника — ее можно побить (взять, съесть, рубить).

Сила ладьи

Ладья считается тяжелой фигурой и по силе уступает только ферзю.

Действия ладьи:

  • На начальной шахматной партии (дебюте) ладья не используется.
  • Может участвовать в рокировке. Ладья прыгает через короля.
  • Миттельшпиле контролируют вертикали в позиционной борьбе.
  • В заключительной части партии ладьи помогают проходным пешкам и используются для отсечения короля противника от некоторого участка доски.
  • Ладьей можно поставить мат — ладейный эндшпиль. Ладья способна оттеснить короля соперника на последнюю горизонталь или в угол доски.
Ценность ладьи

Ладья оценивается:

  • примерно в 5 пешек;
  • сильнее слона;
  • сильнее коня;
  • две ладьи сильнее ферзя
  • слабее коня со слоном.

Слон в шахматах

Слона в шахматах по другому называют: алфил, бегун, гонец, охотник, стрелок, стрелец, шут, сумасшедший, епископ, офицер. Обозначение слона — буква «С» или «B» (англ. bishop). Часто слона любители шахмат называют офицером.

Слоны в начале партии располагаются на шахматной доске около ладьи. Белые слоны занимают поля c1 и f1, черные слоны — c8 и f8. Офицера, стоящего около короля в начале игры, называют королевским. Слон, стоящий в начале партии около ферзя, носит титул ферзевый.

Как выглядит слон в шахматах

Как выглядит слон в шахматах

Слон относится к парным фигурам. Офицер ниже короля и королевы. Внешне похож на башенку с вытянутым наконечником — капелькой. Так же слон напоминает католическую одежду епископа.

Как ходит слон в шахматах

Линия перемещения шахматного офицера носит название диагональ. Слон ходит только по диагонали, вперед, назад, на любое количество клеток. Поле белого цвета контролирует один слон — белопольный, поле черного цвета — чернопольный слон. Белопольные и чернопольные офицеры никогда не сталкиваются.

Слон ест (рубит) по диагонали. Слоны не могут перескакивать через другие фигуры.

Хороший и плохой слон

Плохим называют слона, заблокированного своими пешками. Такой слон не может перемещаться по полю. Задача игрока — освободить диагональ для слона.

Хороший слон свободно перемещается по своей траектории.

Совет. Чем меньше на пути слона будет пешек, тем больше пользы принесет он для партии. Двигая пешку по шахматной доске, необходимо проверять влияние хода на активность офицеров.

Типы слона

Три типа слона:

  1. Активный. Офицер свободно переходит по диагонали с одного сектора шахматной доски в другой.
  2. Полезный. Задача слона — оборонять конкретную фигуру.
  3. Большая пешка. Ситуация, когда слон заблокирован пешками и не может нести полезной функции.

Что делать с большой пешкой:

  • Разблокировать слона — убрать пешки с цвета слона.
  • Вывести «большую пешку» за пределы пешечной цепочки.
  • Обменять этого слона на вражеского слона или коня.
Сила слона

Слон относится к легкой фигуре. Ударная сила в центре шахматной доски составляет 14 полей, на краю и в углу — по 7. Слон полезен для прикрытия или защиты других фигур.

Ценность слона

Слон оценивается:

  • примерно 3 пешки;
  • чем меньше пешек на пути слона, тем ценнее и полезнее фигура;
  • два слона сильны, так как контролируют большую площадь шахматной доски;
  • слон слабее ладьи;
  • слон сильнее коня, если пешки на заключительном этапе партии находятся на обеих сторонах доски;
  • король совместно с белопольным и чернопольным слонами способен поставить мат сопернику;
  • король, один слон, один конь могут поставить мат королю;
  • объявляется ничья, когда у одного игрока остался король, а у другого — слон и король;
  • проигрышная ситуация — два разноцветных слона и король выступают против короля и ферзя;
  • проигрышная ситуация — король и слон против короля и ферзя.

Конь в шахматах

Название фигуры: конь, всадник, кавалер, наездник, конный рыцарь, скакун, прыгун. Обозначение коня — буква «К» или «N» (англ. Night).

Как выглядит конь в шахматах

Конь в шахматах представлен в виде конской головы на небольшом постаменте. В древних шахматах использовали фигуру в виде всадника на коне. В индийских шахматах — это был воин на коне, во Франции — кавалер на коне, в Англии — рыцарь на коне. Со временем всадник исчез.

Как выглядит конь в шахматах

Где стоит конь в шахматах

Конь парная фигура. У каждого игрока в наличии белый и черный конь, которые в начале партии занимают следующие клетки шахматной доски — b1 и b8; g1 и g8.

Как в шахматах ходит конь

Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. Ход коня напоминает букву «Г», изображенную в разных проекциях.

Варианты движения коня:

  1. Два поля вперед и одно поле в бок.
  2. Два поля в бок и одно в перед.

В отличии от слона конь при ходьбе меняет цвет поля — с белого на черный и с черного на белый. Только конь может перескакивать через свои и чужие фигуры и пешки, но при условии, что клетка на которую должен стать конь свободна от своих фигур. Если на этой клетке стоит фигура или пешка соперника, то конь может ее съесть.

Конь единственная фигура, которая перепрыгивает через свои фигуры или противника. Съесть конь может только ту фигуру, которая находится на клетке, где он завершает ход.

Ценность коня

Конь оценивается:

  • примерно в 3 пешки;
  • 1 конь = 1 слону;
  • 3 коня = 1 ферзю;
  • 3 коня = 2 ладьи;
  • 2 коня слабее 2 слонов в середине игры;
  • конь и слон слабее 2 слонов в середине игры;
  • ценность коня возрастает в закрытых позициях, так как хорошо маневрирует, там где слоны не могут сделать свой ход;
  • ценность коня возрастает в ситуации «вилка».

Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока.

  • кроме коня противника, конем можно атаковать любую фигуру без угрозы получить ответный удар;
  • конь и слон в эндшпиле могут дать мат одинокому королю;
  • в середине игры конь может поставить королю «спертый» мат.

Спертый мат (мат Лусены) — мат конем, когда свои фигуры мешают королю уйти от угроз противника.

Сила коня

Конь относится к легкой фигуре. Ударная сила в центре шахматной доски составляет 8 полей, на краю — 4, в углу — 2. Конь полезен для атак, первого хода в партии. И лучше ставить своего коня в центральной части шахматной доски.

Правила шахмат. Как ходят фигуры

Установка доски, движение и обозначения

Начальная шахматная доска со всеми фигурами.

Каждая фигура в шахматах обладает своей уникальной силой. Чтобы стать великим игроком в шахматы, вы должны понимать эти способности и то, как их можно использовать для победы в игре. Для каждой отдельной шахматной фигуры мы рассмотрим начальную позицию, движения, обозначения, общий обзор и некоторые дополнительные профессиональные советы, чтобы ускорить процесс обучения.

Есть 6 уникальных шахматных фигур. Это:

  • Король
  • Ладья
  • Бишоп
  • Королева
  • Рыцарь
  • Пешка

На этой странице рассказывается, где шахматные фигуры должны начинать игру, как они двигаются, как обозначаются их ходы и насколько они хороши по сравнению с другими шахматными фигурами.

Король

Король — фигура с крестом наверху. Возможно, это не самая сильная фигура в шахматах, но уж точно самая важная. Если вы потеряете своего короля, вы проиграли игру. В начале игры вы должны защитить своего короля. Позже в игре король может стать очень сильным союзником в вашем нападении, так что будьте готовы использовать его.

Короли начинают с полей e1 и e8. Белый король должен стоять на черном поле. Черный король начинает на светлом поле.

Обзор

Белый шахматный король начинает игру с поля e1, а черный — с поля e8. Это должен быть цвет, противоположный королю. Если поле e1 белое, то вам нужно будет повернуть доску, чтобы поле e1 стало темным.

Движение

Король может двигаться на одну клетку в любом направлении. Он не может перепрыгнуть через материал, поэтому в начале шахматной партии король не может делать разрешенных ходов, поскольку он окружен другими фигурами.

Когда король перейдет на поле, вы увидите что-то вроде Ke5. K представляет короля, а e5 представляет собой поле, на которое он движется. Если на e5 была фигура, которую бьет король, то вы увидите обозначение Kxe5. Х показывает, что фигура была захвачена.

Единственное ограничение, которое есть у короля при движении, заключается в том, что он не может ходить на поле, которое атакуют фигуры противника. В экс. Вы видите, что король может взять ладью на e4 ходом Kxe4, потому что ладья не защищена другой фигурой. Король, однако, не может взять коня на b4, потому что это поле защищается ладьей.

 

 

Король может ходить на одну клетку в любом направлении. Пример A: Король может взять ладью, потому что она не защищена. Он не может взять коня, потому что он защищен. Король ходит с d4 на e5. Этот ход будет обозначен как Ke5.

 

Шах и мат королю

Пример B: Ход белых и король атакован. Без безопасных полей для хода это мат. Черные побеждают.

Если одна сторона атакует короля противника, это называется шахом. Если король находится под атакой и нет ходов, которые удержали бы короля от взятия, то это мат, и игра окончена. Посмотрите в упр. B, где ход белых. Король находится под атакой черной ладьи, но нет безопасных полей для хода белого короля. Это мат, и игра окончена.

Дополнительная информация о короле

Чтобы поднять свою игру на новый уровень, обязательно ознакомьтесь с нашим полным руководством по королю.

 

Ладья

Ладья — фигура, похожая на ладью. Это очень сильная фигура, также называемая главной фигурой, и уступает только ферзю.

Каждая сторона начинает с двумя ладьями, расставленными по четырем углам шахматной доски.

Обзор

Каждая сторона начинает с двух ладей, расположенных в четырех углах доски. Ладья в шахматах приносит 5 очков. Хотя очки не рассказывают всю историю шахматной партии, они дают некоторое представление о том, насколько сильна фигура. Если вы отказываетесь от трехочковой шахматной фигуры в обмен на ладью соперника, это, как правило, хороший обмен для вас.

Движение

Ладья может двигаться на любое количество клеток вверх, вниз и поперек. Он не может перепрыгивать через материал, поэтому в начале игры он также не может двигаться.

В начале игры ладья окружена пешкой и конем. Одна из ошибок, которую совершают новички, заключается в том, что они никогда не пускают ладью в игру. Ладья редко вмешивается в игру в начале игры, но вам нужно найти способ позже в игре, чтобы использовать ладью, иначе вы упустите одну из своих самых сильных фигур, вносящих свой вклад в игру.

Когда ходит ладья, вы увидите запись, например Re4. R означает, что ладья движется, а e4 представляет собой поле, на которое движется ладья. Если ладья захватывает материал на поле e4, то это будет обозначение Rxe4. Также часто встречаются две ладьи, которые могут ходить на одно и то же поле. В этом случае запись будет Re1e4. Значит, ладья с е1 движется на е4. Это делается для того, чтобы избежать путаницы по поводу другой ладьи, которая также может пойти на e4.

 

 

Ладья может перемещаться по вертикали или горизонтали на любое количество клеток, не перепрыгивая через другую фигуру. В начале игры ладья блокируется пешкой и конем. Обе ладьи могут ходить на e4. Поскольку ладья с d1 движется на d4, шахматная запись будет Rd1d4.

 

Дополнительная информация о ладье

Чтобы вывести свою игру на новый уровень, обязательно ознакомьтесь с нашим полным руководством по ладье.

Слон

Слон не так силен, как ладья, и считается легкой фигурой. Он по-прежнему может охватывать много земли и работает в паре.

Каждая сторона начинает с двумя слонами. Один слон будет на светлом поле, а другой на темном поле.

Обзор

Вы начинаете с двумя слонами. Они расположены рядом с королем и королевой. У вас будет один слон на светлых полях и один слон на черных полях. Они всегда будут оставаться на квадрате одного цвета на протяжении всей игры. Слон приносит 3 очка в шахматной игре, что эквивалентно коню.

Движение

Слон может ходить по диагонали на любое количество клеток, не перепрыгивая через другую фигуру. Когда слон ходит, вы увидите такое обозначение, как Be4. B представляет собой слона, а e4 представляет поле, на которое он движется. Если слон берет материал на e4, то это будет записано как Bxe4. В начале игры слоны заблокированы пешками, но вы обычно будете двигать свои пешки в самом начале. Это открывает дверь для включения слонов в игру. Слоны будут одной из основных фигур, которые вы будете использовать в начале игры, чтобы атаковать противника.

 

 

Слоны могут ходить по диагонали на любое количество клеток, не перепрыгивая через другую фигуру. Слоны изначально заблокированы пешками, но они будут одной из первых фигур, которые вы ходите в шахматной партии.

 

Дополнительная информация о слоне

Чтобы поднять свою игру на новый уровень, обязательно ознакомьтесь с нашим полным руководством по слону.

Ферзь

Ферзь — фигура с короной наверху, но без креста. Это самая мощная шахматная фигура, сочетающая в себе ходы как ладьи, так и слона. Как и ладья, она считается главной фигурой в шахматах.

Ферзь стартует рядом с королем. Они должны быть на полях d1 и d8.

Обзор

Ферзи начинают с полей d1 и d8. Это должен быть тот же цвет, что и королева. Если вы видите, что квадрат d1 является темным квадратом, вам нужно повернуть доску, чтобы квадрат d1 стал квадратом светлого цвета. Правильное использование ферзя — одна из важнейших частей шахмат. Она мощная, поэтому вы хотите ее использовать, но если она не защищена, ваш противник может захватить вашего ферзя, что обычно приводит к быстрому проигрышу. Королева стоит 9очков, что больше, чем ладья и слон вместе взятые.

Движение

Ферзь объединяет ходы слона и ладьи. Он может перемещать любые квадраты по диагонали или идти вверх, вниз и в стороны на столько же квадратов, не перепрыгивая через другую фигуру.

Когда ходит ферзь, обычно используется обозначение Qh5. Q представляет собой ферзя, а h5 представляет собой поле, на которое движется ферзь. Если ферзь берет материал на h5, то это будет обозначено Qxh5.

 

Ферзь может ходить по вертикали, горизонтали или диагонали на любое количество полей. Ферзь ходит на поле d5 и обозначается Qd5.

 

В начале шахматной партии обычно не очень хочется ходить ферзем. Он поддержит ваших пешек, слонов и коней. По мере приближения к миттельшпилю (примерно 15 ходов в игре) ферзь начнет немного активнее вмешиваться и больше играть в нападении.

Дополнительная информация о ферзе

Поскольку ферзь очень силен, в игре нужно учитывать многое, чтобы правильно использовать эту фигуру. Чтобы поднять свою игру на новый уровень, обязательно ознакомьтесь с нашим полным руководством по королеве.

Конь

Конь — фигура, похожая на лошадь. Это самое сложное для объяснения произведение, так как оно имеет очень уникальное движение. Конь стоит 3 очка и считается второстепенной фигурой. Обычно он считается таким же сильным, как епископ, но по своим уникальным причинам. Хотя обе фигуры приносят по 3 очка, в некоторых позициях главенствует конь.

Каждая сторона начинает с двумя рыцарями. Их следует ставить на b1/g1 для белых и b8/g8 для черных.

Обзор

Вы начинаете с двумя рыцарями. Они будут располагаться между вашей ладьей и слонами на полях b1/g1 у белых и b8/g8 у черных.

Движение

Конь — единственная фигура на доске, которая может перепрыгивать через другую фигуру. Таким образом, конь опережает ферзя, но контролирует меньше полей, чем ферзь.

Движение коня можно рассматривать как L. Вы можете думать о нем как о подходе два-один или один-два. Это означает, что конь может переместиться на две клетки вверх/вниз/вбок, а затем на одну клетку, чтобы получить букву L, или он может переместиться на одну клетку вверх/вниз/вбок, а затем на две клетки, чтобы составить букву L. Взгляните на упр. C, чтобы увидеть возможные поля, на которые может пойти конь.

Как мы упоминали ранее, рыцарь также может перепрыгивать через материал. Это означает, что даже если конь окружен материалом, он все равно может переместиться на такое же количество клеток (при условии, что конечный пункт назначения не занят другой вашей фигурой).

 

 

Пример C: Конь движется в форме буквы L. Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через другую фигуру. Поскольку конь может перепрыгивать через фигуры, возможные ходы не ограничены, даже если конь окружен. в игре.

 

Если конь ходит, запись будет Ne4. N представляет коня (K забирается королем), а e4 представляет поле, на которое он ходит. Если есть два коня, которые могут пойти на одно и то же поле, тогда вы увидите Nd2e4. Это означает, что конь с d2 перешел на e4 вместо другого коня, который также мог бы пойти на e4.

Поскольку конь может перепрыгивать через материал, это единственная фигура, кроме пешек, которая может начать игру с одной стороны.

Дополнительная информация о Рыцаре

Чтобы поднять свою игру на новый уровень, обязательно ознакомьтесь с нашим полным руководством по рыцарю.

Пешка

Пешка является основной фигурой в шахматах, и каждая сторона начинается с восьмерки. Каждая пешка стоит 1 очко. Хотя это может показаться не таким уж большим, многие хорошие шахматисты могут выиграть шахматную партию, если у них есть преимущество в 1 очко.

Каждая сторона начинает с 8 пешками.

Обзор

Хотя пешка является самой слабой фигурой на доске, она играет жизненно важную роль в игре. Большая часть ранней части игры будет сосредоточена вокруг пешечной структуры и контроля центра доски с помощью ваших пешек. Остальные фигуры будут поддерживать пешку на ранних стадиях. Позже пешки будут играть скорее вспомогательную роль для второстепенных, а большие фигуры будут ограничивать поля, на которые может пойти противник.

Движение

Пешка — единственная фигура на шахматной доске, которая не может двигаться назад. Кроме того, это единственная фигура, которую нельзя переместить на одно и то же количество клеток за всю игру. В первый раз, когда вы ходите пешкой, вы можете переместить ее на одну или две клетки. После того, как пешка сдвинулась, вы можете переместить пешку только на одну клетку после этого.

Еще одно отличие состоит в том, что пока пешка движется вперед, она не может взять другую фигуру прямо перед собой. Он может брать фигуру только по диагонали, но не может двигаться по диагонали, если не берет фигуру. Посмотрите на экс. D и видно, что пешка d5 не может взять пешку d6 (находящуюся прямо перед ней). Вместо этого единственный ход, который может сделать пешка, — это взять пешку на e6.

Когда пешка ходит, вы увидите обозначение e5. Это отличается от других фигур тем, что вы не видите букву, указывающую, какая фигура движется. Если вы видите только квадрат, это означает, что пешка движется туда. Если пешка с d5 берет пешку на e6, вы увидите обозначение exd6.

 

 

Пешки ходят только вперед. Первым ходом вы можете переместиться на 1 или 2 клетки. После того, как пешка сдвинулась, она может пройти только на одну клетку вперед до конца игры. Пример D: Пешки могут брать только по диагонали. Он не может захватить фигуру прямо перед собой.

 

На проходе

Существует только специальный ход, который пешка может сделать, называемый на проходе. Это может произойти только сразу после того, как пешка переместится на две клетки. Если у вас есть пешка рядом с пешкой после того, как она переместилась на две клетки, вы можете взять эту пешку на проходе, но у вас есть только один ход. Любой другой ход, который вы сделаете, сведет на нет возможность использования на проходе.

Пример. E & F показывают пример прохода. Белые только что сделали ход d4. У черных пешка на c4, и у них есть только один ход, чтобы сыграть cxd3. Это странный ход, так как черная пешка на самом деле не оказывается на поле, занятом белой фигурой, но на самом деле берет белую пешку на d4. Обычно это заканчивается сбитым с толку противником, если он никогда этого не видел, но вы всегда можете отправить его на этот сайт, если вам нужно доказать, что это законный ход.

 

 

Пример: E: Белые только что перешли на d4. Черные могут взять на проходе. Пример: F: на следующем ходу черные могут взять белую пешку, сыграв cxd3.

 

Дополнительная информация о пешке

Чтобы поднять свою игру на новый уровень, обязательно ознакомьтесь с нашим полным руководством по пешке.

Следующие шаги

Теперь у вас есть общее представление о том, как ходят фигуры, сколько очков приносит каждая фигура и как читать нотацию в шахматной партии. Обязательно ознакомьтесь с другими темами из нашей серии статей по основам шахмат, чтобы узнать больше.

Правильная настройка шахматной доски (просто!)

Я расскажу вам, как я увеличил свой рейтинг +100 очков всего за 9 дней…

поможет вам поднять свои шахматы на новый уровень — независимо от вашей отправной точки!

Да, давайте сделаем это!

Подвох : Какой первый ход в каждой шахматной партии? Настройка платы (правильная), очевидно! Итак, давайте приступим к делу и избавим вас от досадной ошибки, связанной с потерей фишек еще до того, как игра начнется 😉. Правильная установка шахматной доски на удивление проста, как только вы ее освоите.

Для тех из вас, кто торопится вступить в бой, вот правильный способ установки шахматной доски:

Установка шахматной доски: это правильная начальная позиция для игры в шахматы

Но не спешите к расстановке фигур сразу: ориентация доски важна! Обоим игрокам нужен черный квадрат в левом нижнем углу.

С точки зрения белого игрока, шахматная доска выглядит следующим образом:

  1. Доска:  Оба игрока должны иметь темный квадрат в левом нижнем углу.
  2. Обозначение: Поле a1 находится в нижнем левом углу белого игрока.
  3. Ферзь:  Белый ферзь ставится на белое среднее поле заднего ряда.
  4. Король: Белый король занимает позицию рядом с ферзем – темное среднее поле.
  5. Слоны: Два слона располагаются рядом с королем и королевой в заднем ряду.
  6. Кони: Кони занимают поля непосредственно рядом с обоими слонами.
  7. Ладьи:  Обе ладьи завершают задний ряд, располагаясь по углам.
  8. Пешки: Все восемь пешек теперь размещены в верхнем ряду.

Черные детали идеально зеркально отражены, так что каждая черная деталь имеет аналог на другой стороне. Это называется позицией vis-à-vis (лицом к лицу 👀), на случай, если ваш французский ржавый.

Иногда картинки и текста недостаточно, чтобы полностью понять концепцию (мы все поняли!). Вот почему мы попросили Линуса также снять короткое видео, объясняющее стартовую позицию в шахматах менее чем за минуту (ладно, возможно, его вступление было слишком длинным):

У нас также есть полезная анимация для вам, если вы уже в пути и хотите сэкономить на драгоценных мобильных данных:

Эта анимированная диаграмма показывает правильную установку шахматной доски

Если у вас возникли проблемы с определением, какая фигура какая, следующая диаграмма должна вам помочь:

Правильная установка шахматной доски – Определение шахматных фигур

  • Король – самая высокая фигура в шахматах.
  • Королеву легко узнать по короне, которую она носит.
  • Слон — третья по высоте фигура, обычно с разрезом наверху.
  • Рыцарь представлен головой и туловищем лошади.
  • Ладья имеет отчетливую форму замка вверху.
  • Пешка — самая многочисленная и самая маленькая шахматная фигура.

Давайте подробнее рассмотрим, как именно должны располагаться фигуры на доске. В этом разделе мы углубимся и дадим несколько полезных советов, чтобы вам никогда не пришлось возвращаться на эту страницу за правильной стартовой позицией в шахматы (подождите, это плохо для нас? 🤔).

Правильная ориентация шахматной доски

На каждой шахматной доске всего 64 поля, что является результатом 8 полей по горизонтали и вертикали (8 x 8 = 64, верно? 🤓). Каждый квадрат уникален и имеет обозначение, состоящее из буквы и цифры. Мы подробно расскажем об этом в нашем полном руководстве по шахматной нотации, но давайте быстро подведем итоги.

Глядя на доску с точки зрения белых, клетки упорядочены слева направо в алфавитном порядке буквами от «а» до «h». Снизу вверх каждому квадрату присваивается номер от «1» до «8». Это приводит к тому, что каждый квадрат можно идентифицировать с помощью комбинации цифр и букв.

Примечание

Если на вашей шахматной доске нет алгебраических обозначений по бокам, вам не нужно беспокоиться об этой части. Просто убедитесь, что у каждого игрока есть темный квадрат в левом нижнем углу.

Хорошо, но что это значит для настройки шахматной доски? Что ж, поскольку мы хотим, чтобы каждая шахматная партия имела одну и ту же начальную позицию и последующие обозначения, белым нужно, чтобы их нижний левый квадрат был с именем «a1». В свою очередь, левым нижним полем черных будет «h8». Таким образом, не возникнет путаницы, если вы решите записать свои шахматные ходы. Кроме того, на вас будут смотреть забавно, если вы неправильно настроите доску во время турнира, поэтому лучше избегайте этого ❌.

Правильная расстановка ферзя

Это та часть, в которой большинство начинающих шахматистов ошибаются, поэтому будьте внимательны ✍️. Белый ферзь всегда занимает белую среднюю клетку заднего ряда. Отсюда и броские поговорки «белый ферзь — белое поле» и «черный ферзь — черное поле». По сути, королевы всегда хотят, чтобы их наряды соответствовали друг другу, поэтому размещайте их соответствующим образом.

Королева обычно очень хорошо узнаваема благодаря своей короне. Если вы все еще пытаетесь выяснить, какая фигура ферзь, вам следует поискать вторую по высоте шахматную фигуру, то есть 9.0213 всегда ферзь (если только вы не играете с какими-то странными шахматами, о которых мы никогда не слышали).

Правильное положение короля

Король — самая высокая шахматная фигура. Это должно сделать идентификацию короля достаточно легкой задачей. Правильное положение короля — непосредственно рядом с ферзем, на среднем поле заднего ряда. Таким образом, белого короля следует поставить на темное поле, а черного — на светлое. Теперь у вас должны быть король и королева, расположенные рядом друг с другом в середине заднего ряда (правда, это романтическое зрелище? 💖).

Недостающие фигуры (слоны, кони, ладьи и пешки)

После того, как вы правильно расставили на доске короля и ферзя, расставить остальные фигуры не составит труда. Теперь у нас есть три пары фигур, которые нужно разместить на доске: два слона, два коня и две ладьи. Все они уходят в задний ряд.

Два слона располагаются непосредственно рядом с королем и королевой в одном ряду. Оба коня теперь занимают свои места рядом со слонами. Ладьи завершают задний ряд, занимая поля в углах (a1 и a8 для белых; h2 и h8 для черных).

И не забудьте завершить шахматную расстановку, поставив все свои пешки перед всеми остальными фигурами!

И все! Поздравляю, теперь вы знаете, как собрать полный комплект шахмат. Есть еще вопросы? Не стесняйтесь отправить мне сообщение на нашей странице контактов.

  • Шахматную доску нужно повернуть таким образом, чтобы у обоих игроков были темные квадраты в соответствующих нижних левых углах. Если на стороне доски есть цифры и буквы, поле a1 должно быть нижним левым полем для белых.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *