Связка в волейболе: Волейбол глазами связующего игрока
Волейбол глазами связующего игрока
Волейбол глазами связующего игрока
Их называют по-разному: связующие, пасующие, разводящие, плеймейкеры… До сих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связок в разных командах можно предположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.
В дальнейшем я буду называть игрока этого амплуа связующим, или связкой, поскольку такое название более полно отражает роль этого игрока. По крайней мере — в моем понимании. Впрочем, это не исключает иных толкований функций связующего: как я уже говорил, это во многом определяется стилем и манерой игры команды.
Чем это название отличается от других?
Название «пасующий» — это всего лишь тот, кто пасует. Его задача — отдать удобный пас под нападающий удар. Это название как бы подчеркивает техническую сторону данного амплуа. Название «разводящий» — несет тактический оттенок: предполагает «разведение» нападающего своей команды и блока противника в процессе игры. Названия «плеймейкер» или «диспетчер» более приняты футболе или баскетболе. Я уж не говорю о таких экзотических специализациях как «квортербек» или «питчер». Значение связки в волейболе неизмеримо выше, чем, к примеру, плеймейкера в футболе. Связующий — это и то, и другое, и третье. Команда не может играть без связующего также как суставное сочленение не может работать без связок. Эта аналогия, конечно же, не более чем иллюстрация (в стиле комикса), но все-таки она кое-что уже проясняет. В каком-то смысле связующего можно назвать и «серым кардиналом» волейбола, который делает игру, чаще всего, оставаясь при этом в тени.
Так в чем же дело?
Все дело в том, что классический волейбол — игра в некотором смысле исключительная, не имеющая более аналогов в мире спорта. В волейболе необычайно высоко значение психологической и духовной составляющей личности. В особенности это касается личности связующего, который должен соединять в себе не только виртуозную технику и незаурядное тактическое мышление (высокий игровой интеллект), но и также сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного характера.
Последнее обстоятельство делает его полной противоположностью нападающим, чувствительность которых очень высока и все время требует, если так можно выразиться, положительной психологической подкачки.
Я мог бы значительно более детально разобрать личные качества связующего — а это само по себе необычайно интересно (впрочем, то же можно сказать и о личности нападающих и защитников), однако это не входит в задачи данной статьи.
Задачи связки
Если вернуться непосредственно к игре в волейбол, то формально связка — это тот, кто обычно отдает второй пас, после которого и следует атака. В этом смысле он как бы связывает защиту и нападение. В командах с сильным нападением связующий чаще всего просто подносчик снарядов. Однако я считаю такое отношение к роли связующего неправильным по своей сути.
На мой взгляд у связки три основные задачи:
техническая — переводить принятый защитой мяч удобным пасом под нападающий удар во время розыгрыша конкретной комбинации или доигровки;
тактическая — проводить тактические задачи команды «в жизнь», менять тактику команды в зависимости от противодействия соперника;
психологическая — поддерживать благоприятную обстановку в команде, предупреждать и ликвидировать критические моменты в процессе игры.
Связка и команда
Игровое лицо команды во многом определяется манерой игры связки. Манера же игры связки — это, как правило, неповторимое сочетание индивидуальных свойств игровой и человеческой личности связующего. И чем более оригинально это сочетание, тем более непохожей на другие может сложиться, в конечном итоге, команда.
Как стать связующим?
Если у команды, в которой вы играете, есть большое желание играть, но нет сколько-нибудь опытного связующего, то у вас есть все шансы стать игроком, которому команда «доверит» пасовать. Особенно если вы играете хуже других. Или неумело бьете по мячу.
В начинающих командах чаще всего связующих так и выбирают. Все хотят бить по мячу, но никто не хочет защищаться, блокировать или пасовать. Поэтому связкой назначают, как правило, того, кто плохо бьет.
Это в корне неправильно. Правильнее будет, если функции пасующего возьмет на себя наиболее опытный и техничный игрок. Поскольку с удобного паса легче ударить неумелому нападающему, чем с неудобного паса — умелому (конечно, если только он — не мастер экстракласса, который может хорошо ударить практически по любому мячу, поднявшемуся над сеткой). Правильно «подвешенный» мяч сам притягивает руку. Если верно организовать игру, то команда даже с относительно слабым нападением сможет успешно сражаться с более сильными командами. Разумеется, при условии, что те не имеют хорошей связки.
Если в футболе и хоккее вратарь это полкоманды, то связка в волейболе — это три четверти команды. А иногда и больше.
Как разглядеть будущего связующего?
Настоящую связку всегда можно распознать по особому «кружавчатому» пасу. Когда пасует прирожденный пасующий, создается впечатление, что мяч немного светится и летит как-то по-особому. Можно даже предположить, что связующий, подержав мяч в руках это короткое мгновение, «заряжает» мяч, как экстрасенс — воду. Ударить по такому мячу — подлинное удовольствие. И зрителю это также хорошо заметно.
Расположение связки
Большинство связующих располагается во 2-м номере или между 2-м и 3-м номерами. Это место удобно как для самой связки (он находится практически в углу площадки и видит всех своих партнеров), так и для нападающих, поскольку наиболее сильный нападающий играет, как правило, в 4-м номере. Связующему не следует слишком прижиматься к боковой линии: это будет препятствовать атаке из-за его спины из 2-го или 1-го номеров.
Теперь о том же, но более подробно
Чтобы лучше постичь смысл амплуа связующего, разобьем игру на отдельные составляющие и проанализируем их с точки зрения связующего.
В принципе, волейбол — игра простая. Если не сказать: очень простая. По крайней мере — если взглянуть на нее формально. Она включает в себя минимум четыре хода: 1) подача, 2) прием, 3) пас на атаку, 4) атака.
Такова эта игра в идеале. Если следовать подобной логике, то принимающая сторона всегда должна выигрывать. К счастью, идеального волейбола не существует. Иначе в него было бы не интересно играть.
В волейбол играют обычные люди. Причем, с обеих сторон от сетки. Эти люди имеют свойство ошибаться. Причем гораздо чаще, чем этого хочется, если они играют с «этой» стороны площадки и гораздо реже, если — с «той». Об этом связующему никогда не следует забывать.
Поэтому к вышеупомянутым 4-м элементам необходимо добавить также еще и пятый: доигровку. Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что этот элемент не только наиболее трудный, но и наиболее интересный.
Действия связки при «доводке»
Связующий может выбрать одно из трех продолжений: пасовать, скидывать или атаковать самому. Чаще выбирается первое продолжение. Реже — второе и третье. Обычно в том случае, если защита не ждет подвоха. Если внимание защиты полностью сосредоточено на нападающих, то не грех и скинуть. Скинуть можно либо в прыжке в середину площадки (это надежнее), либо из опорного положения за спину в зону 4-го номера соперника впритирку с сеткой (этот трюк куда как более впечатляющий, хотя и более рискованный).
Атака связки, как правило, осуществляется при высоком, удобном для нападения пасе. Такое продолжение окажется тем более неожиданным, если связующий имеет обыкновение пасовать в прыжке. Поэтому очередной «выпрыг» связки не вызовет подозрения у защиты и позволит прицельно и беспрепятственно ударить по мячу. Преимущество при исполнении этого технико-тактического действия имеют леворукие связующие. Как показывает практика, атаки связующего проходят без блока и заставляют соперника нервничать. Атаку связки часто применял в своей практике легендарный связующий сборной СССР Вячеслав Зайцев.
Впрочем, этим продолжением не следует слишком увлекаться, поскольку защита соперника сумеет быстро приспособиться. К тому же от однообразия действия может пострадать игра собственной команды, что противоречит задачам связующего.
Действия связки при проведении наигранных комбинаций
Основные комбинации расписаны в различных учебниках и пособиях, поэтому действия связующего на этой стадии игры более или менее понятны. Существенное расширение арсенала нападения может быть достигнуто через подключение к атаке 1-го, 5-го и даже 6-го номеров, которые играют роль своеобразных полусредних (как таких игроков называют в футболе при игре по т.н. системе «дубль-вэ»).
Если связка играет в передней линии, то это несколько снижает атакующий потенциал команды. В этом случае роль основного нападающего из второй зоны может исполнить игрок, находящийся в первой зоне. Такую атаку часто демонстрирует Нский «Спутник», когда Света Крылова (связующая) играет в передней линии, а Ольга Коломейцева нападает из 1-й зоны. Эта «сладкая парочка» исключительно сыграна и выдает необычайно высокую эффективность при проведении такого рода атак.
Направление и темп атаки
Если по каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким образом, чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях дефицита времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту) постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен пасовать так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды. В таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников существенно возрастает.
В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки). Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить, если пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»). Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем) положении.
Скоростные атаки оказываются грозным оружием, даже если нападающие вашей команды не слишком умелы, поскольку блок не поспевает за стремительным развитием событий и его можно элементарно «загонять». Блокирующие, в конце концов, либо опоздают с прыжком, либо не синхронно выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутся как-нибудь еще. Паника в задней защитной линии соперника при проведении скоростных маневров обязательно также будет возрастать, что рано или поздно приведет защиту к позиционным или техническим промахам.
Оценка состояния партнеров и варьирование ритма игры
Однако торопиться следует не всегда. Чтобы скорость атак не пошла во вред вашей собственной команде, связующий периодически должен смотреть в глаза «своим» нападающим с тем, чтобы оценить: на что они способны в данную минуту. Это необходимо, чтобы не завязывать комбинации, к которым нападающие не готовы физически или тем более — морально. Такое случается, скажем, после продолжительных розыгрышей или в момент расконцентрации внимания при сомнительных обстоятельствах — например, из-за решения судьи, которое покажется вам неправильным, — или в период непроизвольной релаксации.
Правильную ритмику тактических действий в доигровке можно также достигнуть путем чередования длинных и высоких розыгрышей с короткими и низкими. Ритм игры — это как биение сердца: нельзя допустить, чтобы оно было неестественным.
Навязывайте сопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей команде. Вам это на руку, а сопернику будет дискомфортно.
Игра на «чужой» половине площадки
Самой распространенной ошибкой в игре связующего является его сосредоточенность лишь на происходящем только на «своей» половине площадки. Игнорирование происходящего на половине поля соперника, приводит к быстрому проигрышу команды. Такое случается даже в практике команд мастеров. Это связано: во-первых, с внутренним состоянием связующего, а во-вторых, с тем, насколько напряженно протекает партия. Связующие — тоже обычные люди и иногда их не хватает сразу на все.
Бывает, что связующий заиграется и начинает раз за разом выводить своих нападающих на двойной или даже тройной блок. Для команды это очень плохо, поскольку 2-3 неудачные атаки могут привести команду в состояние ступора. Это означает, что связка либо плохо маскирует свои намерения, либо совершенно не следит за перемещением блокирующих соперника.
В идеале связующий должен, что называется, «боковым осязанием» чувствовать не только своих, но и чужих игроков. Хотя вполне достаточно хорошо развитого бокового зрения. Обычным же приемом, помогающим избегать мощного блока соперника, является постоянное наблюдение связующим позиции игроков противоположной команды. А если есть такая возможность — то и тщательное «домашнее» изучение их манеры игры, чтобы легче было предвидеть их действия на площадке. Наверное каждый замечал, что легче всего играть с хорошо знакомыми соперниками.
Умение маскировать свои действия
Одно из важнейших умений связки — умение маскировать свои намерения. (Разумеется — от соперника!)
Связка может хорошо и удобно пасовать, но команда — проигрывать свои матчи один за другим. Если соперник без особых усилий читает вашу игру, то вы никогда не добьетесь высокой эффективности атак. Даже при умелых нападающих. Поэтому связующий должен пасовать так, чтобы направление атак, им задаваемое, всегда было неожиданным для соперника. Пусть — самую малость. Это поможет выиграть несколько мгновений, а с ним и розыгрыш мяча (может быть, решающего).
Можно, конечно, пасовать повыше, в глубину и полностью положиться на умение нападающих. Это иногда приносит успех, поскольку в волейболе любительском (а я рассуждаю именно о нем) умение выстраивать «железобетонный» блок значительно отстает от умения атаковать. Поэтому пасующему достаточно хорошо и удобно «накидывать» для «убойных выстрелов» нападающих. Однако такая игра, скорее всего, будет статичной и скучной, как всякая однообразная игра вторым-третьим темпом. И еще — неинтересной из-за отсутствия в ней мысли и риска.
Финты и другие трюки
Чтобы обманывать защиту соперника существует масса способов, финтов или трюков (можно называть их как угодно — сущность от этого не изменится). Каждый сколько-нибудь интересный связующий имеет на вооружении один-два или несколько уникальных финтов, которые являются органическим проявлением его индивидуальности.
Чем более ярко выражены личностные качества связки, тем более оригинальными приемами он пользуется для обмана защиты соперника. Тут уж, поистине, кто во что горазд. Кто-то пасует с каменным лицом и от головы; кто-то прикидывается более простым, чем он есть; кто-то артистически изображает то, что не собирается делать; а кто-то вообще играет из 4-го номера. Манера игры — это игровое лицо связки, его визитная карточка.
Начинающим связкам тут может быть только один совет: посмотрите, как играют другие связующие, примерьте на себя их манеру игры и те трюки, что они исполняют. Те, что для вас окажутся неудобными — потом отсеются сами собой.
И, пожалуй, вот еще один совет: изобретайте финты сами. Конечно, желательно этого не делать в самые напряженные и ответственные моменты решающих игр. Это занятие более подходит для тренировочных игр. На всякий случай постарайтесь приучить своих партнеров, что трюк может быть продемонстрирован в любой момент, неожиданно не только для соперников или партнеров, но и даже для вас. Чтобы потом не было недоразумений. А еще лучше — обсудите свой будущий шедевр с тем нападающим, которому предстоит завершить вашу титаническую интеллектуальную работу. Вообще старайтесь чаще обсуждать ситуации на площадке и варианты их развития. Когда вы поймете, как движется мысль нападающего, а он поймет вас, ваша сыгранность возрастет многократно, а ваше взаимопонимание будет осуществляться без всяких усилий — «само по себе». И у стороннего зрителя вызовет восхищение.
Связка и защита
Игра связующего во многом зависит от игры в защите. Если защита принимает и «доводит» мяч до связующего хорошо, то он, обладая достаточной квалификацией, также пасует хорошо и в нужном направлении. Случаи низкой квалификации связки здесь не рассматриваются, поскольку если связующий пасует плохо, то это совсем не связующий и надо гнать его из команды поганой метлой. (Можно, конечно, не гнать, а переквалифицировать — но это уже детали.) Поэтому если в защите и у связующего все в порядке, то результат атаки останется целиком на совести нападающего. На этой фазе игры роль связующего не так велика, хотя и здесь результат будет во многом определяться тем, насколько верно связующий игрок оценил положение и готовность своих нападающих и «чужих» блокирующих, провел комбинацию и «разорвал» блок.
Роль связки усиливается, если…
Роль связки усиливается, если прием недостаточно хорош. С хорошего приема любой чайник паснет. А если прием не совсем получился? Или совсем не получился? А это случается не столь уж и редко. В этом случае мне вспоминается, как такую ситуацию в своей книге (увы — но название я почему-то запамятовал) прокомментировал Григорий Мондзолевский (был такой легендарный связующий в сборной СССР еще до Зайцева). Он отрабатывал пас кончиками пальцев в стену из самых различных положений, стараясь не уронить мяч на пол, по 600 раз за тренировку! Поэтому в игре мог выдать удобный пас практически из любого положения, даже доставая мяч в падении!
Конечно, если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей» команды непременно будет улучшаться. А это означает, что шансы на победу возрастут.
В любительском волейболе, конечно, такое вряд ли увидишь. Но ведь здесь никто этого и не требует!
Истинная стихия связующего
Полностью определяющей роль связки становится в фазе доигровки. Я бы даже сказал: доигровка — вот истинная стихия связующего. Именно здесь он может осуществить свое высшее предназначение — связать плохо или совсем не связываемое. Именно от связки, от синхронности его взаимодействия с защитой и нападением зависит эффективность последующей игры команды. Именно в доигровке связующий должен выполнять все свои ролевые функции одновременно.
Я намеренно не останавливаюсь на игровом взаимопонимании, поскольку без этого компонента команды как бы и не существует. Поэтому примем для простоты, что взаимопонимание в команде, как минимум, — достаточное. Если таковое имеется, можно рассчитывать и на слаженность последующих действий.
Действие связки в доигровке
Доигровочная фаза сама может состоять из нескольких ходов (или действий), развитие которых разворачивается иногда самым непостижимым образом. И предугадать их последовательность невозможно. Поэтому на площадке всегда надо быть готовым к самым различным неожиданностям. К любым — вплоть до «атомной войны».
Когда мяч подолгу держится в игре, то азарт — и зрителей и самих игроков — многократно возрастает. Всем становится интересно: кто на этот раз ошибется первым?
В доигровке резко возрастает роль случая, что делает волейбол игрой исключительно интересной. Поскольку случай — это ничто иное, как основа любой игры, ее непостижимая сущность. Иначе игра была бы не игрой, а строго предопределенной последовательностью событий. Что, разумеется, убило бы в зародыше любую игру.
В доигровке некогда подать знак партнерам, розыгрыш какой комбинации сейчас последует. Как поступать в таких случаях? Тут однозначных рецептов не имеется.
Можно заранее договориться с партнерами, где соломки постелить: как доигрывать те или иные ситуации. А если возникнут совсем непредвиденные продолжения, что бывает не так уж и редко? Поэтому договариваться в некотором смысле — даже вредно, это создает ненужные установки и мешает принятию правильных решений во время игры.
Можно целиком положиться на взаимопонимание с партнерами и доигрывать молча — не совсем, конечно, а в том смысле, что — не сообщая, куда будешь пасовать.
Можно голосом или взглядом дать понять: кому пойдет передача на следующую атаку.
Можно откликнуться на чей-то призыв (паснуть «на голос»). В этом случае важно, чтобы у каждого нападающего был свой собственный «позывной», чтобы легче было его опознать среди царящего на площадке в такие моменты хаоса. (А хаос хотя бы немного всегда присутствует на площадке: волейбол без эмоций — это не волейбол; если играть молча и размеренно, то эта игра потеряет слишком много в своей привлекательности.)
Можно также присвоить каждой комбинации какое-нибудь условное название. Конечно же — совсем не то, под каким она обозначена в руководствах по игре в волейбол. Причем лучше будет, чтобы условное название никак не ассоциировалось с общепринятым.
Например, у одной команды, с которой как-то довелось встречаться моей команде, связующий во время доигровки выкрикивал всякие непонятные словечки типа: «Утюг», «Блюз». Как казалось — совершенно не к месту. Однако пока мы хихикали и думали: «Прикалывается», — они нас разделали как Бог черепаху. А нам и противопоставить-то им ничего не нашлось. Позже выяснилось, что каждая комбинация у них имела не одно, а несколько названий, чтобы соперники в пылу игры не могли запомнить эти названия слишком быстро. Команда вообще была умная, подвижная и по-хорошему агрессивная. Кроме того — в репертуаре их связки было еще несколько отвлекающих слов, дабы окончательно сбить соперников с толку.
Чаще же всего во время доигровки команды действуют по ситуации. Нападающие должны при этом следить за мячом, а связующий пасовать так, чтобы не возникало сомнений: кому пойдет пас и как необходимо сыграть в данной ситуации.
Каждая из приведенных возможностей имеет свои плюсы и минусы. Я не останавливаюсь на них подробно, поскольку, на мой взгляд, они и так очевидны. Команда и связующий должны сами выбрать наиболее подходящую им возможность, сообразно своему характеру и стилю игры.
Действия связки в критические моменты игры
Эти моменты, как правило, — завершение сета, равный счет, а также ситуации, когда соперник «на ровном месте» вдруг начал набирать — одно за другим — очки, «а мы никак не можем». Если в начале партии еще можно позволить себе немного пофантазировать и поизобретать, то концовку и критическую фазу сета необходимо отыграть предельно собранно и строго. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты игры и своевременно их ликвидировать.
В такие минуты рекомендуется:
1) играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;
2) собраться и не играть авантюрно — разыгрывать лишь наиболее хорошо отрепетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под наиболее привычные или надежно получающиеся у нападающих удары;
3) слить воедино энергию всей команды;
4) подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, не раскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;
5) взять минуту и успокоиться.
Другими словами — в критические моменты и, особенно, к концовке партии необходимо незаметно, но существенно усиливать свою игру.
Ситуация тупика
Если, играя связующего, вы вдруг почувствовали, что исчерпали все возможности для атаки, никогда не заявляйте об этом во всеуслышание. Отдайте мяч под удар сильнейшему нападающему или сделайте нестандартный ход — сыграйте так, как обычно не принято. Например, немотивированно сбросьте в заднюю линию. Иногда такие «фокусы» вполне успешно проходят из-за того, что соперник ждет шаблонного продолжения. От неожиданности хода защитные порядки соперника рассыплются. Если такой ход не принесет выигрыша, то, по крайней мере, хотя бы разрядит обстановку. Такое действие оправдано еще и потому, что связующему невозможно играть с ощущением тупика исчерпанных возможностей. В этом случае нужно либо выйти из игры, либо придумать нечто такое, чтобы творческий потенциал к вам снова вернулся.
Что не должен делать связующий
В некотором смысле связующий — это духовный лидер команды. Он никогда не должен терять уверенности в себе, партнерах и окончательной победе. Если связующий сникнет, то команда непременно проиграет. Кроме того, он не должен слишком увлекаться упреками в адрес партнеров за их подлинные или мнимые ошибки. Даже если вас всецело захватил азарт, и проигрывать не хочется ни за какие коврижки.
Волейбол — игра, которая невозможна без оплошностей. Как, впрочем, и любая другая. Хотя в волейболе цена ошибки неизмеримо выше. Необходимо спокойно принять для себя, что ошибаются все — даже самые маститые монстры. Но право на ошибку имеют не только они, но и любой начинающий дилетант. Очень важно не раздувать эту ошибку до небес, чтобы у «накосячившего» игрока не исчезло чувство уверенности в себе, и не повисли руки плетьми.
Как показывает практика, несправедливые замечания — а замечания в пылу игры воспринимаются исключительно как несправедливые — приводят к потере боевой концентрации. Они ввергают игрока в состояние подавленности. Что значительно более неприятно для команды, чем проигрыш одного мяча, поскольку вероятность конечного выигрыша существенно уменьшается, а играть с временно «мертвым» игроком на площадке — тяжелее, чем вообще без него. Он как камень тянет на дно не столько тем, что бездействует, сколько тем, что нервирует партнеров своим подавленным состоянием.
Помните: любая ваша слабость делает сильнее соперника. И чтобы «разубедить» его в этом потребуется приложить очень много дополнительных усилий.
В таких случаях в команде могут начаться раздоры или выяснения отношений, что скажется на игре команды отнюдь не положительно, поскольку для хорошей игры необходима максимальная сосредоточенность и концентрация на игре. Поэтому разборок на площадке следует, по возможности, избегать. В командах мастеров это понимают и, как правило, ошибающихся подбадривают. Лучше потерять мяч, чем товарища.
Что связующий может себе позволить
Роль связки на площадке необычайно велика еще и в профилактическом смысле. Связка, как правило, самый сильный духом и устойчивый к внешним воздействиям физического и психологического характера человек (тип темперамента — сангвиник, если пользоваться вышедшей из обихода психологов терминологией Векслера). Но в тоже время — с гибким и острым умом.
Помимо того, что связка своими пасами проводит тактику игры команды, он еще должен всеми силами укреплять общекомандный дух и уверенность в себе членов команды. Проще говоря — он должен найти слова или другие средства, чтобы убедить партнеров в том, что они способны на значительно большее, чем могут о себе предполагать.
Поэтому в обязанности связки входит внушение уверенности в себе отдельным игрокам, выведение их из состояния заторможенности и прострации, если они туда попали, подготовка состояния куража для всей команды (может быть, это несколько необычно звучит, но это вполне возможно).
Эта задача связки носит не столько тактический, сколько психологический подтекст. Она даже более значима, чем умение искусно пасовать и тонко играть тактически. Хотя любое удачное действие на площадке кроме выгоды (сиюминутного результата) имеет еще и благотворное психологическое воздействие. Оно способно поднять боевой дух команды без всяких слов. Так же — как неудачное — снизить.
Таким образом, хорошо бы, чтобы связка оказался еще и «немножко волшебником», совершая или подготавливая время от времени какие-нибудь маленькие чудеса.
Помощь команды
Замечу также, что лишь очень немногие личности способны удерживать команду в нужном тонусе и расположении духа в одиночку. Например, в случае большой разницы в классе. Если класс игроков не очень различается, то одному человеку такое чаще всего не под силу. В этом случае команда должна помогать связке. Иначе о победах можно навсегда забыть.
Заключение
Игру связующего можно (и нужно!) обсуждать чаще, поскольку это одна из самых сложных и творческих специализаций в волейболе.
Но на этот раз я остановился лишь на некоторых — довольно общих — моментах. На самых элементарных прописных истинах.
Можно, конечно, также разбирать те или иные нюансы в тактических схемах и комбинациях, но, как мне кажется, в данном случае важнее всего — дух, индивидуальность, личные качества, способность раскрываться таким образом, чтобы от этого выигрывала вся команда.
Играйте в волейбол!
С уважением, ОК ПВЛ
Связующий – мозг (и нервы) команды
Очень полезная и интересная статья для связующих игроков
Требования к «связке»:
1) Чуткие руки + резвые ноги + глазомер
2) Сообразительность + самокритика + аналитические способности
3) Надежность + ответственность + авторитет
Удовлетворить всем перечисленным требованиям в одном лице крайне сложно (именно поэтому вырастить хорошего пасующего — труднейшая задача), к тому же добавляется психологический аспект.
Примечание: психологическая устойчивость наряду с бойцовскими качествами является общим требованием в волейболе, однако к связующему предъявляются повышенные «обязательства». Чем выше интеллект, тем больше мыслей, в том числе негативных (не нужных, мешающих выполнению задачи), которые постоянно роятся в голове. Любая негативная мысль (например, «а вдруг не получится», «как бы не ошибиться», «ой, запорю» и т.п.) резко снижает вероятность успешного выполнения того или иного элемента (подачи, нападающего удара, передачи). Негативные мысли, предоставленные сами себе, имеют свойство быстро плодиться чуть ли не в геометрической прогрессии. Причем запущенный (во всех смыслах) процесс идет подсознательно, т.е. без контроля со стороны индивида. Разгулявшиеся негативные мысли выводят спортсмена, даже находящегося в отличной физической форме, из состояния психологического равновесия. Достаточно маломальской «встряски» и спортсмен «поплыл». Недаром в восточных единоборствах, имеющих древнейше мудрейшую предысторию, сила духа ставится на первое место, а сила тела – на второе. Совершенно ясно, что связующий должен обладать незаурядным интеллектом, но чем развитее мозг, тем больше «волчьих ям» с психологией. Если «поплыл» связующий, то «абзац»: сливай воду, суши форму. А экстренная замена связки, как правило, болезненно сказывается на игре команды. Впрочем, психологическая устойчивость подвластна тренингу. Вне игры над психологией игроков, в идеале, должен работать специалист. На площадке психологией команды заведует никто иной как связующий, который должен «кожей» чувствовать своих нападающих, сам оставаясь «скалой» с «горячим сердцем и холодной головой» в течение всей игры.
Самое главное :
1) Пасуй тому, кто в «кураже»!
Примечание: Спортивный кураж — особенное психофизическое состояние, когда чувство страха полностью подавлено, а желание «порвать» противника неукротимо. Спортсмен сосредоточен (внимание предельно сконцентрировано), готов к сверх активным действиям, а двигательные функции подчинены натренированным рефлексам. Все мысли исключительно позитивны, либо «крутятся» вокруг «техники» выполнения поставленной задачи, либо чередуются с радостными воспоминаниями. Сопутствующее возбуждение нервной системы находится под контролем, при этом не исключены эмоциональные всплески, например, в виде криков, резких жестов и т.п. (это выброс негативной «энергии»). Как правило, профессиональный спортсмен самостоятельно вводит себя в состояние куража, т.е. «настраивась на игру» (методы сугубо индивидуальны). Мудрый тренер вербально помогает настроиться быстрее и эффективнее, а так же воздействует в процессе игры. Например, вовремя взятые перырывы относятся к так называемому «секундированию» (одному из методов психологической коррекции). Что именно тренер говорит игрокам в течение такого перерыва уже не столь важно, главное, дать возможность своевременно «перевести дух». Конечно, тупо орать на игрока — лишь усугублять стресс. Грамотное акцентирование интонаций и даже определенное повышение голоса позволяет «встряхнуть» спортсмена, но это действует далеко не всех и далеко не всегда. Например, Карполю удавалось диким ором выводить из оцепенения одних игроков, но сей «метод» не работал на других игроках. В дружной команде кураж легко передается от партнёра к партнёру. Большинство волейболистов в течение игры испытывают несколько «приливов» куража. Естественно, между приливами бывают и отливы, причем довольно глубокие, а иногда и затяжные. Например, частенько вышибают «из седла» две сделанные подряд ошибки (увы, волейболисты «зарываются-заигрываются», потеряв концентрацию). А ошибки одного игрока негативно воздействуют на других: команда «плывёт». По причине психологических приливов и отливов упорная игра, как правило, идёт волнами (у женщин вообще подобно качелям): инициатива многократно переходит от соперника к сопернику.
Перед игрой пообщайся с партнёрами. Почувствуй, у кого какой настрой. Разузнай, у кого что «не ладится», какие докучают болячки, какие жизненные неприятности напрягают. Лучше сделать это в шутливой форме, не задавая вопросов «в лоб». Еще на разминке внимательно следи, у кого «катит вовсю», а у кого «мяч из рук валится». Так же посматривай на сторону противника: определяй, кого нейтрализовать в первую очередь. Контролируй свой предстартовый «мандраж», не дай ему развиться, отсекай негативные мысли, перенаправляй внутреннюю энергию в позитивное русло. В случае стартовой апатии «раскачивай» себя злостью.
Примечание: Спортивный мандраж — нервное возбуждение, обусловленное, в частности, зациклившимися переживаниями перед началом поединка (стартовый мандраж), или непосредственно по ходу состязаний (из-за страха ошибиться и подвести команду). Апатия — последствие нервного перевозбуждения, характеризующееся вялостью, отрешенностью (спортсмены в этом случае говорят: «перегорели»).
Общеизвестная функция (цель) связующего – «растащить» блок противника, максимально облегчив задачу своим нападающим. Однако в одну игру того или иного нападающего упорно чехлят одним блоком, тогда как в другую напрочь не могут закрыть даже тройным. Мандраж и кураж — вот две противоположности, которые определяют победу или проигрыш. Поэтому как можно чаще пасуй тому, кто в кураже!!! А в концовке только ему!!!!! Признаки куража: «горящие» глаза, «поднятая» голова, решительность в голосе, в движениях и т.д. Если в кураже находятся сразу двое, или трое, то «разливай» поровну. Если же все свои нападающие «поплыли» (признаки: опущенная голова, «бегающие» или «потухшие» глаза, неуверенность даже в словах) либо скидывай сам, либо чередуй наиболее надежные варианты наряду с рискованными комбинациями. Ищи выигрышные ходы! Зажги командный кураж!!!!! В течение волейбольного матча, увы, кураж очень редко находится на одном и том же уровне даже у признанных лидеров-асов. Провести серию матчей на пределе своих возможностей, т.е. в абсолютном кураже, способны лишь единицы. Иногда у игрока никак не получается самостоятельно «поймать» кураж — тогда необходима помощь извне. Тренер от Бога мгновенно определяет «потерявшихся» и вовремя находит нужные слова. Аналогично должен поступать настоящий связующий, в идеале выполняющий обязанности капитана. Нападающего «на спаде» можно загнать «в полный минус», и даже полностью психологически «сломать», если продолжать тупо «грузить» пасом.
Начинай игру без раскачки, не упрощая и не отказываясь от быстрых комбинаций. Тем самым ты «заведёшь» свою команду и выбьешь из «колеи» противника. Сразу бери инициативу в свои руки. В концовке не сбивайся на сплошные «парашюты». Но! В большинстве игровых ситуаций не занижай адресуемую явно (!) передачу, особенно при плохой доводке: нападающему даже в кураже будет тяжело бороться с успевающим блоком. Частенько в проигрываемой концовке все до одного нападающие «скисают» (никто не желает брать ответственность). Тогда растормоши того, кто находится в наиболее выгодной позиции (напротив низкого блока), или того, кто легко-быстро «заводится»… В любой момент игры по мере возможности предельно «ускоряй игру», т.е. пасуй настолько «быстро», насколько способны выдержать твои нападающие.
2) Как выполнять передачи.
Нападающие обладают разной скоростью «выхода на мяч» и разной скоростью «съема» мяча. Более того, техника (следовательно, скорость и траектория движений) довольно сильно различаются. Поэтому выполнение передачи следует производить с учётом индивидуальных особенностей партнеров. Говоря проще, прежде всего надо «сыграться». Вроде бы прописная истина, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно, с наименьшими затратами времени и сил. В реальной жизни обычно возникает следующая ситуация: нападающий «катит баллоны» на связку, а связка высказывает претензии, что нападающий «не идет навстречу». Круг замыкается, проблема если и получает решение, то частичное. На тренировках вроде бы что-то худо-бедно получается, но в напряженной игре рушится, как карточный домик.
Кстати, выросшая из массового спорта российская школа волейбола зиждется на огромном объеме тренировок и гигантском количестве игр. Т.е. совершенствование идет через максимизацию объема нагрузок. При этом качеству выполнения упражнений и концентрации психики уделяется, мягко говоря, второстепенное внимание. Поэтому уже в ДЮСШ получаем огромное количество травм: «летят» колени, спины, плечи. Про голеностопы и выбитые пальцы уже не говорю, это «насморк волейболиста». Однако согласитесь, гораздо лучше выполнить меньший объем, но с лучшим качеством! Благодаря чему не растратить физические возможности организма по пустякам, не износиться раньше времени, не уйти поспешно «на пенсию» из-за накопившихся травм. Самое печальное, у многих российских тренеров гипертрофированное самомнение: они говорят громко, но никто и не думает выслушать оппонента.
Передача сверху (как и передача снизу) выполняется преимущественно за счет ног! Руки лишь завершают последнюю фазу движений. Т.е. сначала работают ноги, потом руки. Постановка ног имеет важнейшее значение! На разминке связующие частенько «понтятся», выполняя передачи без помощи ног, одними кистями. Но это приемлемо только в качестве начала разминки. Передача в прыжке, естественно, выполняется одними руками, просто ноги завершают свою работу раньше обычного (правильный выход ногами «на мяч» при этом не теряет актуальности). В случае «ускоренной» доводки (когда траектория доводимого мяча специально занижается принимающими) связующий вынужден разворачиваться в сторону подлетающего мяча и лишь в последний момент «доворачивать» ноги и туловище вдоль сетки. На выходах не спеши выскочить к сетке как можно быстрее: сначала оцени направление подачии (атаки) и траекторию доводимого мяча. Иначе будешь петлять по площадке, как загнанный заяц, и не успевать точно выйти «под мяч». В конечной фазе выхода «под мяч» выдающиеся связующие часто-часто-быстро-быстро «танцуют» ногами, только в начальный момент выхода сделав длинные шаги. При «срезках» доводки иногда приходится пасовать фактически с пола, тогда широкий завершающий шаг (как правило, влево и с кувырком) допустим, но тут надо контролировать голеностоп от вывиха.
!
|
Необходимо различать два типа выполнения нападающего удара и, соответственно, второй передачи. Итак: нападающий удар производится либо по восходящему (поднимающемуся) мячу, либо по опускающемуся. Третьего не дано. Секрет бразильцев образца 2007 года состоит в том, что даже при нападении по опускающемуся мячу они очень быстро производят «съем», т.е. когда мяч только-только преодолел верхнюю точку. Без повтора видео записи даже не успеваешь понять, когда бразильцы бьют по еще восходящему мячу, а когда по уже опускающемуся. Как известно, мяч, в том числе направляемый пасующим, движется по параболе. В гравитационном поле тяжести сферическое упругое тело, ускоренное в определенном направлении, просто-напросто не может «лететь» иначе (ныряние мяча при планирующей подаче – отдельная тема). А если по параболе, значит, всяко будет верхняя точка полёта, пройдя которую, мяч начет опускаться. Если же снимать мяч до этой точки, то блокирующий физически не сможет определить место нападающего удара по полёту мяча. Ведь восходящий мяч может пролететь одного нападающего и направиться к другому. Тут блок вынужден угадывать место по разбегу нападающих. А это уже веришь — не веришь. Или придется обходиться только с одиночным блоком. Блокирующий чуть-чуть не успевает определить место нападения в случае, когда мяч только-только начал опускаться. Этой микро задержки бразильцам достаточно, чтобы сыграть на опережение.
|
Скоростную передачу для удара по опускающемуся мячу (так называемую «дужку», или «половинку», или полу-прострел ) лучше чуть-чуть занизить, иначе нападающий может, проскочив по той или иной причине «темп», мяч попросту не достать. Однако для высокорослых игроков, как правило, не очень резвых от природы, а так же для тех, что способен «затягиваться» в прыжке, можно передачу даже чуток завышать (в случае чего, нападающий скинет). Некоторые нападающие первого темпа имеют свойство в азарте «пробегать» связующего, поэтому приходится пасовать вдогонку (!) даже при хорошей доводке. Всегда учитывай, как выходит «на мяч» нападающий в каждом конкретном случае: если задерживается, завышай передачу. При доводке на 3-й метр, чтобы опередить блокирующего, приходится «выстреливать» передачу вдогон (пример см на: http://www. youtube.com/watch?v=0hS6X59CzfE ), находя непростой оптимум между высотой и скоростью пасуемого мяча.
Следует пояснить, что подразумевается под сугубо волейбольным термином «в темп». Совместные действия, синхронизированные во времени? В общем, да. Однако тут важны нюансы. Нападающий, подраскорячившись, может «снять» мяч на разной высоте, но наиболее удобно (и как следствие, наиболее эффективно) только на определённой. Тоже самое касается удаления от сетки. Конечно, при статистическом разбросе траектории передачи в разумных пределах. Так вот, передача выполнена «в темп» тогда, когда нападающий не прилагает дополнительных усилий по обработке мяча, причем, ни по высоте, ни по удалению от сетки. Образно говоря, когда нападающему максимально удобно заколотить мяч в пол, а в игре еще и минуя блок (либо сознательно атакуя «блок-аут»).
Чисто «прострельную» передачу (нападение производится по восходящему мячу!) выполняй строго «в темп», мяч должен прилететь прямо «в руку» нападающего (точнее говоря, пролететь через траекторию бьющей кисти нападающего). При этом нападающий должен как бы висеть в воздухе в ожидании пасуемого мяча. При плохой доводке «прострел» нацеливай так, что «не снятый» мяч угодит на сторону противника. Это нормально. В идеале связующий и нападающий должны подстраиваться друг под друга, чтобы попасть «в темп», но на практике связке чаще приходится отдуваться в одиночку. Либо приседать, чтобы дождаться замешкавшего нападающего, либо пасовать в прыжке, если нападающий «бежит впереди паровоза». На тренировках совершенствуй «ощущение партнера вслепую»: чувствуй, как выходят на удар и как снимают мяч нападающие даже без задействования периферического зрения.
Внимание! При прострельной передаче основным параметром является скорость пасуемого мяча. Высота же полёта мяча получается «автоматически» исходя из его начальной скорости и равна высоте съема мяча нападающим. Т.е. если нападающий умышленно пропустит мяч, то последний полетит дальше с набором высоты. Расхожей ошибкой многих связующих является занижение прострельных передач, вызванное перестраховкой (дабы нападающий заведомо достал мяч). Важно понимать, что в отличие от полу-прострела угол вылета мяча меньше, а скорость больше.
Девушки при быстрой передаче предпочитают наносить удар аккурат в самой верхней точке полёта мяча, либо бить по уже опускающемуся мячу, но никак не по восходящему (не хватает скорости выхода-напрыгивания). Т.е., как ни заставляй, выпрыгивают либо одновременно с поднимающимся пасуемым мячом, либо после того, как связующий отправил мяч нападающему. Отсюда следует определённая специфика выполнения быстрых передач. При попытке сыграть максимально быстро от связующей требуется высокая точность прежде всего по высоте второй передачи.
«Взлёт» (удар также наносится по восходящему мячу, но рядом с пасующим) в отличие от «метровки» (которая бьется по опускающемуся) опасен тем, что относительно легко «чехлится» одиночным блоком. Нападающему, увы, некуда деваться, если блокирующий не опоздал с выпрыгиванием и чётко выбрал место. Поэтому связующий обязан предельно внимательно следить за центральным блокирующим! Не пасуй «взлёт», если наверняка не опережаешь блок. При «метровке» нападающий способен изменить направление удара (хотя блокирующий ждет, не прыгая, до последнего момента), а при взлёте — нет (не успевает физически). Не раздумывая «разводи», если центральный блокирующий «приклеился».
«Крест». Прямой и обратный. Очень популярная в 80-е годы комбинация, основанная на скрёстном перемещении нападающих первого и второго темпа. По сути, комбинируется «взлет» и «дужка», реже (поскольку труднее) «взлет» и «прострел». Эффективность резко падает, если связующий не достаточно хорошо видит блокирующих.
«Впрыжка» — официальное название «вход в зону» (http://www.youtube.com/watch?v=UzXjJaUppts). По сути, разновидность креста с той разницей, что комбинируются две дужки (или дужка с прострелом). Например, игрок 4-й зоны впрыгивает на место игрока 3-й зоны, при этом последний выходит на атаку между 3-й и 4-й зонами. Задача связующего: поднять центрального блокирующего на первый темп. Что сделать непросто при блокировании непосредственно «по мячу». Насколько бы не был хорош связующий, впрыгивающему нападающему крайне рискованно «бить в ход».
«Зона», она же «волна», он же «вход в зону за первым темпом». Нападающий второго темпа производит удар из чужой зоны, например, когда тройка смещается к двойке, то из 3-й зоны, практически сразу же за первым темпом. Так же возможен удар из точки между двумя зонами, например, между 4-й и 3-й. Задача связки выдать передачу через руку первого темпа, т.е. у блокирующих должно возникнуть ощущение, что именно первый темп «смахнет» мяч. При этом угол вылета пасуемого мяча варьируется: для второго темпа несколько выше (иначе первый поневоле зацепит мяч). Первый темп может играть как взлёт, так и прострел, а второй фактически дужку: тут выдать прострел очень сложно, хотя при отточенном взаимодействии подобное возможно.
Комбинация «пайп» – передача относится к «дужке», но на расстояние полтора-два метра от сетки сразу же вслед за первым темпом. Удар производится по опускающемуся (!) мячу игроком задней линии, запрыгивающему далеко вперед. От связующего требуется отменное периферическое зрение. Если нападающий по какой-либо причине не успевает выйти на ударную позицию, связующий обязан адресовать мяч другому игроку. Завышать «пайп» не имеет смысла: блокирующие успеют прыгнуть второй раз. Преимущество «пайпа» по сравнению с «крестом» в том, что блокирующие видят вырожденную проекцию траектории пасуемого мяча на плоскость сетки (плохо оценивают глубину передачи), поэтому им сложно выбрать место «по мячу». «Пайп» можно играть спереди и сзади (за головой). Первое проще, второе неожиданнее.
«Морита» — нападающий имитирует «взлёт», но играет «метровку» (первое напрыгивание обманное). В современном волейболе (при блокировании «по мячу») эта комбинация не используется.
Выверенная, неожиданная для соперника передача за голову — наиболее сложный элемент. Пасующий должен мысленно спроецировать плоскость, проходящую через центр своей грудной клетки перпендикулярно туловищу. Классическая передача за голову выполняется именно в данной плоскости. Чувство «привязки» к этой виртуальной плоскости – очень важно, даж если мяч откидывается на заднюю линию без доворота туловища. При соблюдении пространственной ориентации с учётом плоскости туловища мяч будет лететь строго в нужном направлении, причем более точно по дальности и высоте. В современном волейболе скоростная передача за голову в прыжке выполняется кистями практически без прогиба туловища. При длинной передаче, например, из 4-й зоны во вторую, избежать сильного прогиба туловища невозможно (по крайней мере, в обозримом будущем). Вопрос в том, как правильно поступить с туловищем, дабы не раскрыть свой замысел. Замаскировать требуется максимально! Иначе передача за голову теряет смысл. Вообще, преждевременный, до выполнения передачи как таковой, прогиб туловища назад (да еще и с раскоряченными ногами) квалифицируют связку как «сырую». Хочешь узнать, что представляет из себя новый связующий, внимательно посмотри, как он выполняет передачу за голову. Чтобы пасовать взлёты и прострелы, надо сначала сыграться, а передача за голову сразу покажет «кто есть кто». У многих «связок» в особо ответственных играх, или в критический момент «сбивается прицел»: передача (прежде всего за голову) начинает «гулять», в результате мяч либо не добрасывается, либо забрасывается. Но это уже чисто психологическая проблема.
2) Заранее разведай уязвимые места соперника.
Внимательно, практически по отдельным кадрам проанализируй видеозапись. Не доверяй памяти. Просмотр «в живую» чреват некорректными оценками из-за эмоций, проэтому дополнение видеозаписью — необходимо. Можно даже ограничиться только видеозаписью… Вычисли «дыры» на блоке и в защите предстоящего противника. Обсуди свои соображения с тренером еще до принятия им тактической схемы на игру. Это как раз тот случай, когда одна голова хорошо, а две – лучше. Если главный тренер предпочитает «ломать голову» в одиночку, или доверять анализ своим помощникам, это его право. Но играть то тебе! Поэтому не отказывайся анализировать самостоятельно. Если твои выводы совпадут с тренерскими, значит, всё путём. Ежели нет, то заготовь запасные варианты, приняв указания тренера в качестве основных.
3) При необходимости перестраивайся по ходу игры
Не только ты «вычисляешь» противника, но и противник «вычисляет» слабые места твоей команды. Иногда тренер не успевает скорректировать тактическую схему (например, когда нет перерывов), или принимает неверные решения (тренер — тоже человек), которые раз за разом не дают положительного результата по ходу игры. Тогда бери инициативу в свои руки, используя запасные варианты, продуманные заранее.
Если у всех «не покатило» (в частности, перегорели), а тренер впал в ступор, или сбился на прописные истины, то связующий обязан «выдернуть» игроков из психологической ямы, поскольку нити всей команды именно в его руках. Например, сыграть неожиданную красивую комбинацию, тем самым воодушевив партнёров.
Если связующий чувствует, что сам «поплыл», то следует не зарываться, а на время упростить игру, предупредив об этом партнёров. Разумно так же обмолвиться с лидером-нападающим, типа: «выручай, братан, счас очухаюсь».
Разминка.
Помимо общей разминки связующему полагается индивидуальная:
1) Кисти рук – особо тщательно! Каждый палец, каждый сустав!!! Пальцы в замок, и вперёд до пощелкивания в суставах…
2) Стопы. Вращательные движения, с постановкой ноги на носок.
3) Колени. Вращательные движения в разные стороны при полусогнутых коленях.
*) Шея. Повороты влево-вправо с нарастающей амплитудой. Затем влево-вправо одновременно вверх. Наконец, боковые наклоны (аккуратно!). всё выполняется без вращения головы!!!
Индивидуальные тренировочные упражнения :
1) Кистевой эспандер. В отличие от набивного (или утяжеленного) мяча не вызывает утраты «чувства мяча». Для связующего крайне важно ощущать мяч буквально подушечками пальцев. Это очень тонкое «чувство». Некая смесь тактильного и психофизического.
2) Отжимания от пола на пальцах. Начинать потихоньку, после того как уверенно будешь выполнять обычные отжимания хотя бы 30 раз.
3) Периферическое зрение. Не поворачивая головы, определять: с одной стороны, в каких зонах стоят блокирующие, куда оттянулись защитники, а с другой стороны, где находятся нападающие, кто из них уже готов, а кто замешкался.
4) Постановка ног и рук. Ступни параллельно, не шире плеч. Колени полусогнуты. Туловище самую малость наклонено вперед. Зад не отклячен! Руки согнуты в локтях на уровне пояса, в любой момент готовы быстро подняться вверх. Вскинутые руки располагаются примерно на 15..20 см выше лба. Локти полуразведены, на уровне мочек ушей. Большой и указательный пальцы левой и правой рук на расстоянии примерно 3. .5 см друг от друга. Безымянные пальцы и мизинцы выполняют вспомогательную роль, но без них передача не будет мягкой. Контроль выхода на мяч: если руки убрать, то мяч должен упасть прямо на лоб.
5) Передачи над собой на разную высоту, не сходя с места. Активно работают ноги: сгиб в коленях перед передачей, разгиб вместе с передачей, перекат на пальцы ступней.
6) Передачи на определённую высоту у стенки. Чередовать случайным образом в одной серии на максимальную, среднюю и низкую высоты.
7) Непрерывные передачи сверху двумя руками через близкие промежутки времени с переходом из положения стоя в положение лёжа.
8) Набивать («чеканить») одной рукой мяч над собой. Сначала на высоту 1 метр, затем примерно на 2 и 3 метра.
9) На ровной стенке на разной высоте (3, 5, 9 м) рисуются мишени макс радиусом около 0.5..0.75 м. Выполнять передачи сразу с отскока от стенки поочерёдно разных высотах. Точность довести до 95 из 100. Расстояние от стенки от 2 метров до 5 метров.
10) Передачи на точность/дальность с учётом «привязки» к площадке. Исходная позиция: между 2й и 3й зонами. Доводка гуляет по глубине в пределах 3-х метров. Взвешенная передача в 4ку. В идеале нужно ориентироваться на антенну, т.к. все залы разные, поэтому любые другие ориентиры «шарахаются».
Упражнение в паре: прилетающий от партнёра мяч пасуется надо собой, при этом осуществляется разворот на 180 градусов, а затем выполняется передача за голову в сторону партнёра.
*) В случае острой необходимости исправления техники выполнения второй передачи и выхода под мяч, связующего на время тренировок разворачивают лицом ко второй зоне. В принципе, «разворот» будет очень полезен и в дальнейшем на практике: при выходе из 5-й и 4-й зон связующему бывает проблематично развернуться без потери «темпа»
Успеха!!!
Ну и на конец советы от гуру:
youtube.com/embed/13JTgN4GDRg» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
За матеріалами сайту: http://o-volley.ru/
Правила тай-брейка в волейболе | Здоровый образ жизни
Как понять результаты тенниса
Правила игры в теннис на лужайке
Николь Вулкан
- Поделиться на Facebook
То, что начиналось как профессиональное развлечение в 1 800 YMC в Массачусетсе и олимпийский вид спорта, а также один из пяти самых популярных видов спорта в мире, по данным Международной федерации волейбола. Хотя в волейболе подсчет очков довольно прост, есть некоторые особые соображения, когда во время сета или матча возникает ничья, или ничья в рейтинге в турнирной игре.
Сет
Матч между двумя командами в помещении состоит из пяти сетов или трех сетов в пляжном волейболе согласно правилам волейбола США. Команды подают мяч вперед и назад, и команда получает очко, когда они отбивают мяч на площадку соперника, и соперники либо позволяют мячу коснуться земли, либо выбивают мяч за пределы поля на стороне соперника, либо не могут ударить. мяч через сетку в течение трех ударов. Команда по волейболу в помещении выигрывает сет, когда набирает 25 очков. В пляжном волейболе команда-победитель должна набрать 21 очко.
Победа вдвоем
Несмотря на то, что победителем сета является команда, набравшая 25 (или 21 очко в пляжном волейболе), она должна выиграть с разницей в два очка. Другими словами, если счет 24:24 и одна команда получает дополнительное очко, они должны выиграть еще одно очко, чтобы сделать счет 24:26, таким образом, отрываясь на два очка. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выйдет вперед на два очка. Поскольку победитель должен выиграть с разницей в очках, в обычном сете ничьих не бывает.
Победа в матче
Если каждая команда выигрывает по два сета и получается ничья 2:2, пятый сет играется иначе, чем предыдущие, хотя способ игры в пятом сете может различаться в разных турнирах и лигах. В пляжном волейболе третья партия играется до 15 очков, если в первых двух партиях ничья 1: 1. По правилам волейбола США пятая партия играется до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков с преимуществом в два очка. Как и в ранних сетах, если ближе к концу сета команды равны со счетом 14–14, команда, выигравшая следующее очко, должна выиграть еще одно очко, чтобы выиграть сет с отрывом в два очка.
Посев
Также необходимо иметь дело с ничьей между двумя командами во время посева турнира. На Атлетической конференции Metro Atlantic официальные лица сначала смотрят на рекорды двух команд в регулярном сезоне, чтобы определить, кто выиграл больше игр. Если команды по-прежнему равны, они смотрят на «разницу в очках» между двумя командами, что означает разницу между количеством очков победившей команды и количеством очков проигравшей команды. Если это все еще приводит к ничьей, они смотрят на количество побед каждой команды над командами в текущем турнире. Если это по-прежнему приводит к ничьей, посмотрите на разницу очков каждой команды по сравнению с командами в текущем турнире. Если все это по-прежнему приводит к ничьей, официальные лица могут подбросить монету, чтобы решить, какая команда имеет более высокий посев. Эти правила могут немного отличаться для вашей лиги или турнира, поэтому для получения более подробной информации обратитесь к руководящему органу вашей команды.
Справочные материалы
- Международная федерация волейбола: Официальные правила пляжного волейбола
- Metro Atlantic Athletic Conference: Правила тай-брейка волейбола
Автор биографии
Николь Вулкан с 1997 года занимается журналистикой журнала The Oregonian, освещает вопросы воспитания, карьеры и фитнеса для CareerAddict, путешествия, садоводство и фитнес для Black Hills Woman и других изданий. Вулкан имеет степень бакалавра искусств по английскому языку и журналистике Университета Миннесоты. Она также всю жизнь занимается спортом и хочет получить сертификат личного тренера.
Изображение предоставлено
Thinkstock Images/Comstock/Getty Images
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ TWEET EMAIL
Другие статьи
Политика тай-брейка волейбола — Metro Atlantic Athletic Conference
Политика тай-брейка в волейболе — Metro Atlantic Athletic Conference
Перейти к основному содержанию
Спортивная конференция Metro Atlantic
Обратный отсчет
Раздел 17. 4 ? Волейбольный тай-брейк
Двусторонняя ничья
A. Если есть
ничья (-ия) за любое место (-а) в турнирной таблице, затем результаты личных встреч в сезоне
соревнование должно использоваться, чтобы разорвать эту ничью.
Если равные команды разделят личные встречи в сезоне, продолжайте
до Б ниже.
Б. Следующий
шаг — сравнить общее количество игр (в матче), выигранных в
очные встречи между командами, участвующими в двусторонней игре.
команды с равным числом результатов распределяются в порядке выигранных игр. Команда с наибольшим
выигранные игры имеют наивысший посев. Если обе команды в двустороннем матче остаются равными,
перейти к C.
C. Следующий
шаг состоит в том, чтобы сравнить разницу очков в матчах между равными
команды. Команды с равным числом очков распределяются по порядку набранных очков.
дифференциал. Команда с лучшей разницей в очках считается сеяной.
наибольший. Если обе команды в двустороннем матче остаются равными, переходите к D.
Д. Следующий
шаг в преодолении двусторонней ничьей — это рекорд каждой команды по сравнению с командой, занимающей первое место.
высшая позиция в лиге, продолжая опускаться в турнирной таблице дивизиона
пока одна из команд не получит преимущество. Для шагов D-F, при достижении
группа равных команд, сравнивая записи, используйте запись каждой команды против
коллективные равные команды как группа (до их собственной процедуры определения тай-брейка).
Если команды в двустороннем матче остаются равными, перейдите к E.
E. Следующий
Шаг состоит в том, чтобы сравнить количество игр (в рамках матча), выигранных против всех
конференц-команды. Команды с равным числом результатов распределяются по порядку игр.
выиграл. Команда с наибольшим количеством выигранных игр занимает первое место. Если обе команды в
двусторонняя ничья остается связанной, переходите к F.
Ф. Следующий
шаг — сравнить разницу очков во всех матчах конференции.
Команды с равным количеством очков распределяются в порядке разницы очков. Команда с
лучшая разница в очках считается самой высокой. Если обе команды в двусторонней ничьей
остаются равными, переходите к общим правилам разрешения ничьих.
Ничья для нескольких команд (3 или
больше команд)
A. Для любого
одно- или многократные виды спорта по круговой системе, три или более равных команд рассматриваются как
«мини-конференция» при личном сравнении результатов. Команда с лучшим
Рекорд против других команд в мини-конференции получает преимущество. Я упал
команды в мини-конференции имеют одинаковую запись мини-конференции, продолжайте
до Б ниже. Если две или более команд, но не все, имеют одинаковый лучший результат в
мини-конференция, только определенные команды переходят к следующему этапу тай-брейка.
После того, как лучшие команды в
определяется мини-конференция, следующая команда ранжируется по своему рекорду в
оригинальная мини-конференция. Если есть две оставшиеся команды с одинаковым результатом
в мини-конференции, то по результатам личных встреч определятся более высокие
семя. Если команды разделили свои игры, перейдите к пункту B ниже. Если есть
три или более команд, оставшихся равными по своему рекорду в мини-конференции, они
затем формирует новую мини-конференцию и снова выполняет процедуру, начиная
в А.
Б. Следующий
Шаг состоит в том, чтобы сравнить количество выигранных игр (в рамках матча) с равными
команды. Команды с равным числом результатов распределяются в порядке выигранных игр. Команда с
большинство выигранных игр имеет наивысший посев. Если все команды в мини-конференции остались
ничья, переходите к C. Если некоторые, но не все команды остаются равными, то те
команды, которые все еще имеют равные шансы, начинают процесс разрешения ничьей заново, чтобы определить
их семена в рамках мини-конференции.
C. Следующий
Шаг состоит в том, чтобы сравнить разницу очков в матчах с равными командами.
Команды с равным количеством очков распределяются в порядке разницы очков. Команда с
лучшая разница в очках считается самой высокой. Если все команды в
мини-конференция остается равной, переходите к D. Если некоторые, но не все команды
остаются равными, то те команды, которые все еще равны, начинают тай-брейк
процесс, чтобы определить их семя.
D. Следующий
шаг к полному или частичному разрыву ничьей в мини-конференции — это рекорд каждой команды по сравнению с предыдущим.
команда, занимающая высшую позицию в лиге, продолжает
турнирной таблице дивизиона до тех пор, пока одна из команд не получит преимущество. Для шагов D-F, когда
приходя к другой группе равных команд, сравнивая записи, используйте каждый
Рекорд команды против коллективных равных команд как группы (до их собственного
процедура разрешения споров). Если все команды в мини-конференции остаются равными,
перейти к E. Если некоторые, но не все команды остаются равными, то
Команды начинают процесс тай-брейка заново, чтобы определить свое семя в пределах
мини-конференция.
E. Следующий
Шаг состоит в том, чтобы сравнить количество игр (в рамках матча), выигранных против всех
конференц-команды. Команды с равным числом результатов распределяются в порядке выигранной игры. Команда
с наибольшим количеством выигранных игр занимает первое место. Если все команды в мини-конференции
остаются равными, переходите к F. Если некоторые, но не все команды остаются равными, то
те команды, которые все еще равны, начинают процесс разрешения ничьих
определить их семя.
Ф. Следующий
шаг — сравнить разницу очков во всех матчах конференции. Связанный
команды распределяются в порядке разницы очков. Команда с лучшим
разница в очках считается самой высокой. Если все команды в мини-конференции
остаются равными, переходите к Общим правилам разрешения ничьей. Если некоторые, но не все
команды остаются равными, затем те команды, которые все еще равны, начинают тай-брейк
процесс, чтобы определить их семя.
Общие правила разрешения ничьей
A. Когда
сравнение очков для тай-брейка, победа имеет приоритет над ничьей, а ничья
имеет приоритет перед убытком.
B. При галстуках
все еще существуют после шага F, то Комиссар или назначенное им лицо должны использовать
бросок монеты, чтобы сломать галстук.