Разное

Можно ли в шахматах пешкой рубить назад: Рубит ли назад пешка в шахматах?

Рубит ли назад пешка в шахматах?




Рубит ли назад пешка в шахматах?
Александр Шека


Дата публикации: 2022-01-29

Даже человек, далёкий от шахмат, знает, что пешка – самая слабая фигура в этой древней игре. Поэтому отношение к ней, в основном, пренебрежительное. Несмотря на это, пешка может сыграть ключевую роль в партии. Рассмотрим, как ходит пешка и какими она обладает возможностями.

Итак, с каждой стороны в партии участвуют по 8 пешек. Располагаются они на второй (белые) и седьмой (чёрные) горизонтали шахматной доски. Если сравнить пешку с другими шахматными фигурами, то соотношение, примерно, следующее: конь или слон равен трём пешкам, ладья – пяти. Хотя здесь всё зависит от конкретной позиции.

Расстановка фигур в шахматах (пешки – на второй и седьмой горизонталях)

Пешки часто делают первый ход в партии. Можно ещё пойти конём, но это редкое явление. При описании партии каждая фигура обозначается определённой буквой: Кр – король, Ф- ферзь, Л – ладья, К – конь, С – слон. У пешки обозначение отсутствует. При записи хода пешкой указываются только начальная и конечная позиция этой фигуры (1.e2-e4). Сначала указывается ход белых, затем – черных (1.e2-e4 c7-c5).

Пешка ходит только вперёд. Назад она ходить не может. Ход осуществляется на одну клетку вперёд. Из начальной позиции можно пойти на две клетки вперёд. Если на пути пешки будет находиться какая-либо фигура, она (пешка) продвигаться дальше не сможет. Забрать эту фигуру она не имеет права (в отличие от ладьи, ферзя и короля).

Пешка может побить (взять) любую фигуру, кроме короля. В качестве синонима слов “взять” или “побить” новички используют слово “рубить”. Так вот, взять она может фигуру, которая находится на одну клетку спереди от неё по диагонали. Рубить назад пешка не имеет права. При обозначении процедуры взятия используется двоеточие (1.f3:g4 или 1.e5:d4). Пешка, которая находится на b5, вперёд ходить не имеет права. Зато, она может взять коня и таким образом продвинуться вперёд (1. b5:a6).

Есть у пешки интересная особенность – взятие на проходе. Если пешка из начальной позиции ходит на два хода через клетку, которая находится под ударом другой пешки, первая пешка будет побита второй (1.c2-c4 b4:c3 или 1.f7-f5 2.g5:f6). На проходе можно взять только пешку.

Взятие на проходе

Пешка обладает ещё одним уникальным качеством – способностью к превращению. Можно сказать, что это главная цель пешки в партии. При достижении пешки последней горизонтали (для чёрной – первой), она имеет право превратиться в любую другую фигуру, кроме короля. Причём, бывают ситуации, когда выгоднее вместо пешки поставить не ферзя, а другую фигуру. В этом случае лучше пешку заменить конём:

Если здесь вместо пешки белые поставят ферзя, то чёрные могут пойти ферзём на f3 и забрать пешку. Результатом партии будет ничья. Если же вместо пешки поставить коня, можно сделать “вилку”. В результате, чёрные потеряют ферзя и победа у белых “в кармане”:

Превращение пешки в другую фигуру может происходить и со взятием:

И, в заключение – советы начинающим. Создавайте цепи из пешек. Пешки, расположенные по диагонали, защищают друг друга. Избегайте ситуации, когда пешки расположены на одной вертикали. В таком случае они становятся уязвимыми. Занимайте пешками центр – это даёт пространство другим фигурам.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

ШАХМАТНЫЕ БАЗЫ

Сборники шахматных партий, которые нужны каждому шахматисту!

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Как ходит пешка в шахматах, рубит, и может ли пешка есть назад

Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.

Особенности шахматных пешек, преимущества фигур

Перед началом игры все восемь пешек выстраиваются в ряд. У белых они стоят на втором горизонтальном ряду, у черных на седьмом. Количество можно считать главным преимуществом этих фигур. То, с чем невозможно справиться в одиночку, легко решается, если действует сплоченная команда. Умелый игрок может использовать эту особенность пешек. Есть реальная возможность одними этими фигурами королю противника поставить мат.

Имеется у пешек еще одно существенное преимущество — только для них в шахматах есть правило превращения. Пешка, которая сумела достигнуть последней клетки на противоположном краю доски, может стать любой фигурой по выбору игрока. Заветным желанием каждого шахматиста является получение еще одного ферзя, существенно расширяющего возможности, но можно сделать пешку слоном, ладьей (турой) или конем. Она не может только стать королем. Когда пешка превращается в другую фигуру, она убирается с доски, ферзь, слон, конь или ладья устанавливаются на клетку, до которой дошла пешка. Поэтому запомните: если пешка дошла до конца доски, весь ход шахматной игры может перевернуться, т.к. она легко может превратиться в ферзя!

В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:

  • слон и конь – стоят по 3 пешки;
  • ладья – 5;
  • ферзь – 7.

По этой шкале можно оценить возможности «солдат».

Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах

В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

  • изолированными или блокированными;
  • сдвоенными;
  • отсталыми;
  • проходными
  • связанными;
  • разрозненными.

От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.

Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях «лоб в лоб». Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

  1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
  2. на клетке a4 стоит черная пешка;
  3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

Может ли пешка бить назад?

Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.

Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!

Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.

contacts 150810 Просмотры

Превращение пешки — Условия игры в шахматы

Превращение пешки — одна из основных целей шахмат в эндшпиле. Сама угроза повышения может стать существенным преимуществом для игрока, знакомого с этой стратегией. Вот все, что вам нужно знать о повышении пешки.

  • Что такое повышение пешки?
  • Что такое недостаточное продвижение?
  • Обозначение для акции
  • Проверьте свои навыки
  • Заключение
  • Смотреть видео урок

Что такое повышение пешки?

Преобразование пешки происходит, когда пешка достигает самой дальней горизонтали от исходного поля — восьмой горизонтали для белых и первой горизонтали для черных. Когда это происходит, игрок может заменить пешку на ферзя, ладью, слона или коня. В большинстве случаев игроки превращают пешку в ферзя, что в народе известно как «ферзь пешки». После того, как один игрок продвигает пешку, другой игрок должен сделать ход (если, конечно, ему не поставили мат).

В настоящее время игроки могут превращать свои пешки в любую из упомянутых выше фигур. Также нет ограничений на количество активных фигур одного вида на доске. Из-за этого технически у каждого игрока может быть девять ферзей, 10 ладей, 10 слонов и 10 коней, хотя на самом деле это практически невозможно.

Любопытный пример игры, в которой участвовало более одного ферзя, произошел в 2011 году между гроссмейстером Дэвидом Антоном Гихарро и международным мастером Алехандро Франко Алонсо. У каждого игрока на доске одновременно было по три ферзя!

Что такое недостаточное продвижение?

Недостаточное продвижение происходит, когда игрок, продвигающий пешку, решает превратить ее в любую фигуру, кроме ферзя. Поскольку ферзь — самая сильная фигура в шахматах, любое повышение, кроме ферзя, считается «менее сильным» и поэтому известно как недостаточное повышение.

Однако бывают случаи, когда превращение пешки в ферзя было бы ужасной ошибкой. В большинстве этих случаев такое недооценивание имеет место, чтобы избежать патовой ситуации, поставить мат или выиграть драгоценный темп.

Вот отличный пример недостаточного продвижения, чтобы избежать тупиковой ситуации. На этой диаграмме вы можете видеть, что превращение пешки в ферзя (или даже в ладью) было бы досадной ошибкой, поскольку это окружило бы черного короля, не оставило бы легальных ходов и закончило бы партию вничью.

В этом случае превращение в слона является лучшим выбором для белых, избегая патовой ситуации, чтобы позже поставить мат черному королю!

Эта партия, сыгранная МГ Анатолием Карповым против МГ Яна Тиммана в 1986, иллюстрирует концепцию недооценки, чтобы увеличить темп и избежать ничьей. Обратите внимание, что если бы Карпов превратился в фигуру, отличную от коня, у Тиммана была бы возможность создать вечный шах со своим ферзем, вызывая ничью.

Обозначение превращения пешки

Официальным способом ФИДЕ для обозначения превращения пешки является обозначение хода пешки с добавлением фигуры, в которую пешка была превращена в конце. Если пешка на линии «а» превращается в ферзя, официальное обозначение ФИДЕ будет a8Q. Если пешка по линии «f» берет другую фигуру по линии «e» и превращается в коня, fxe8N.

Обратите внимание, что в некоторых случаях акции могут записываться немного по-другому. Знак равенства или круглые скобки — a8=Q или a8(Q) соответственно — также используются для обозначения повышения. Однако ни один из этих форматов официально не принят ФИДЕ.

Проверьте свои навыки

Теперь, когда вы знаете все о повышении пешки, пришло время проверить свои навыки!

Попробуем еще одну акцию! Взгляните на эту позицию. Что было бы лучшим ходом?

Взгляните на последнюю головоломку. Это сложнее, потому что требует более глубоких расчетов. У белых нет ферзя. Есть ли какая-либо комбинация ходов, которую вы можете сделать, чтобы поставить мат черным и выиграть партию?

Заключение

Преобразование пешек является важной частью эндшпиля, но их также можно использовать для создания угроз во время миттельшпиля! Вы не можете сосредоточиться на том, как продвигать только свои пешки, но вы также должны знать, как избежать того, чтобы ваш противник сделал это. Готовы ли вы начать практиковать свою пешку? Тогда перейдите на нашу страницу Endgame Drills и улучшите свою игру прямо сейчас!


Посмотреть видеоурок

Чтение статьи — прекрасный способ стать лучше, но просмотр видеоурока может помочь вам еще больше! Ниже вы найдете видео-урок о повышении пешки.

правил — Когда игра прерывается и победитель определяется по материалу, учитываются ли очки, если они получены от продвинутых пешек?

спросил

Изменено
3 года, 3 месяца назад

Просмотрено
4к раз

В моей школе мы играем с ограничением по времени, и победитель определяется по очкам (например, пешка 1, ладья 5, конь 3).

Допустим, мой ферзь взят противником, что дает ему 9 очков. Если я переведу свою пешку на другой конец и обменяю ее на ферзя, они потеряют эти очки?

  • правила
  • количество баллов

2

Очки в шахматах ничего не значат в отношении фактического хода игры в отношении правил. Это всего лишь ссылка, чтобы дать игрокам общее представление о том, какую ценность имеет каждая фигура по сравнению со следующей фигурой.

В сущности, если вы потеряете ферзя, 9 очков, но переместите пешку, вы получите 9 очков минус одно за пешку, так что вы все равно потеряете одно в материале, но опять же, это просто относительная ссылка, чтобы дать вы представляете, где вы стоите.

Эти относительные значения баллов являются приблизительными и могут различаться в зависимости от того, с кем вы разговариваете. Вот список различных значений, которые сильные игроки присвоили здесь за эти годы. Бобби Фишер сказал, что слон стоит 3,25, потому что он любит слонов.

9

Как уже было сказано, в обычных шахматах очки не учитываются, и единственный человек, который может точно сказать вам правила вашей школы, это ваш тренер по шахматам.

Но, тем не менее, целью просмотра очков является быстрый способ ответить на вопрос «кто выигрывает в этой игре?» Поэтому, если вы повышаете его, имеет смысл лишить его этих очков (и вместо этого дать ему очко за пешку, так как эта пешка теперь находится за пределами доски).

Допустим, у вас есть пешка, а у вашего противника ладья. Ваш противник выигрывает партию, потому что ладья сильнее пешки. Но если вы превратите пешку в ферзя, теперь вы выигрываете партию, а не ваш противник; у вас ферзь, а у них ладья, а ферзь сильнее ладьи. Не имеет смысла объявлять их победителями только потому, что ваша королева — повышенная. Вам не нужно вспоминать всю игру, чтобы вспомнить, что было взято в то время; вы должны иметь возможность просто посмотреть, что на доске в конце.

Материал, также известный как «очки», является лишь одним из факторов, определяющих, кто впереди. Есть время, пространство, материал, позиция, тактика, цугцванг и другие вещи, которые определят, кто лучше.

Ваша школа должна перестать подсчитывать баллы, так как это само по себе бессмысленно.

Если у вас есть ограничение по времени, то ограничьте время игры так, чтобы она закончилась раньше лимита. В противном случае какой-то игрок получит пешку, а затем просто сядет, чтобы выиграть с преимуществом в одно очко. Так что возьмите часы и используйте их, чтобы ограничить время, которое может занять каждый игрок, чтобы игра закончилась к тому времени, когда вы должны играть.

6

Как указывали другие, сами значения очков являются просто начальным значением, чтобы вы начали. За многие годы люди пришли к выводу, что вообще размен трех пешек на слона — это честная сделка.

Значения баллов — это всего лишь инструмент для начала работы. Это способ не совершать ошибок, обменивая ценные предметы на менее ценные. Но на самом деле важна вся позиция.

Считайте это гипотетическим. У вашего противника пешка на 7-й горизонтали. На следующем ходу они могут превратить его в ферзя. У вас есть возможность обменять ладью на эту пешку. Это хорошая сделка? «5 очков за ладью» против «1 очка за пешку» не учитывают позицию. В этом преднамеренно экстремальном примере обмен ладьи на пешку может быть отличным разменом, потому что это ставит вас в более выгодное положение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *