Как пешка рубит и ходит в шахматах: Как ходит пешка в шахматах, рубит, и может ли пешка есть назад
Как ходит пешка в шахматах, рубит, и может ли пешка есть назад
Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.
Особенности шахматных пешек, преимущества фигур
Перед началом игры все восемь пешек выстраиваются в ряд. У белых они стоят на втором горизонтальном ряду, у черных на седьмом. Количество можно считать главным преимуществом этих фигур. То, с чем невозможно справиться в одиночку, легко решается, если действует сплоченная команда. Умелый игрок может использовать эту особенность пешек. Есть реальная возможность одними этими фигурами королю противника поставить мат.
Имеется у пешек еще одно существенное преимущество — только для них в шахматах есть правило превращения. Пешка, которая сумела достигнуть последней клетки на противоположном краю доски, может стать любой фигурой по выбору игрока. Заветным желанием каждого шахматиста является получение еще одного ферзя, существенно расширяющего возможности, но можно сделать пешку слоном, ладьей (турой) или конем. Она не может только стать королем. Когда пешка превращается в другую фигуру, она убирается с доски, ферзь, слон, конь или ладья устанавливаются на клетку, до которой дошла пешка. Поэтому запомните: если пешка дошла до конца доски, весь ход шахматной игры может перевернуться, т.к. она легко может превратиться в ферзя!
В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:
- слон и конь – стоят по 3 пешки;
- ладья – 5;
- ферзь – 7.
По этой шкале можно оценить возможности «солдат».
Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах
В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:
- изолированными или блокированными;
- сдвоенными;
- отсталыми;
- проходными
- связанными;
- разрозненными.
От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.
Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.
Правила перемещения пешек, их действия
Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.
Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.
Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях «лоб в лоб». Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.
Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.
Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:
- белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
- на клетке a4 стоит черная пешка;
- черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.
Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.
Может ли пешка бить назад?
Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.
Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!
Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.
contacts 143565 Просмотры
Как ходит и бьет пешка в шахматах: может ли ходить назад?
Добрый вам день, дорогой друг!
У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали…
Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО
Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.
Относительная ценность пешки в шахматах — три пешки эквивалентны легкой фигуре — коню или слону. Пять пешек -ладье. Подчеркиваем — относительная ценность. Все зависит от позиции.
Пешка — душа партии
Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.
Именно пешки создают неповторимый ландшафт на шахматной доске. Именно первые ходы пешками задают различные дебюты:
- 1.е2-е4, с7-с5 — сицилианская защита
- 1.е2-е4, е7-е5 — целое семейство дебютов, называемых открытыми
- 1.d2-d4, f7-f5 — голландка
- 1.c2-c4, c7-c5 — английское начало
Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.
Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:
- Не ходит назад, только вперед.
- При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую фигуру
- Может взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”
Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:
Ходы пешкой
Первый ход
В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля (через клетку) вперед.
Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.
При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.
1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных
Взятие
Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.
Например: 1. f3: g4 или 1… е5:d4
Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6
Двоеточие в шахматной записи означает взятие.
Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.
Взятие на проходе
В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.
1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6
На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.
Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.
Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:
Белые сыграли 1.а2-а4.
Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,
Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!
1.а2-а4?? в4:а3!
Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!
В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.
Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.
Превращение “гадкого утенка”
Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.
Это поистине джекпот в жизни любой пешки! Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.
Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.
Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.
Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:
Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:
Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!
При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.
Превращение со взятием
Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.
То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф
Советы начинающим
- Создавайте пешечные цепи
Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.
- Избегайте “сдвоения” пешек. Особенно “изолированных”
Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.
- Занимайте пешками центральные поля
Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.
- Не двигайте пешки от короля в начале или середине партии
Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.
- Избавляйтесь от жаргона начинающих игроков
Например, слово “рубит” или того чище — “ест”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Желаем успехов за шахматной доской!
Шаг шестой: запомните специальные ходы пешки
Архив
От сотрудников CBSNews.com Сотрудники CBSNews.com
/ Learn2.com
Вы можете сыграть в довольно много игр, прежде чем вам понадобится или вы захотите использовать следующее. Но приятно иметь их в своем арсенале.
- При первом перемещении каждой пешки у нее есть возможность переместиться на две клетки вперед вместо обычной одной клетки. После хода пешки (на одно или два места) эта возможность для этой фигуры теряется.
- Пешки бьют только диагональным ходом. Это единственный способ, которым они могут захватить, и единственный способ, которым они могут двигаться по диагонали.
- Когда пешка продвинулась на пятую строку на доске, а противостоящая пешка сдвинулась на две клетки в соседнем столбце, первая пешка может объявить взятие на проходе и ходить по диагонали позади противостоящей пешки. Затем захваченная пешка удаляется, как если бы она была захвачена обычным образом.
Если пешка полностью передвинута на дальний край доски (ближайший к противнику), она должна быть заменена другой фигурой по выбору нападающего. Это называется «продвижение». Пешки могут быть превращены в коня, ладью, слона или ферзя, независимо от того, что было взято ранее. Повышение также можно использовать для превышения обычного списка фигур (т. е. возможно несколько ферзей).
Вернуться к Learn2 Play Chess |
Вернуться к третьему шагу: Изучить фигуры и их движения |
Вернуться к четвертому шагу: Обдумать свои первые ходы |
Перейти к восьмому шагу: Узнайте, как завершить игру |
Вернуться к руководству по играм
© Panmedia. Все права защищены
Актуальные новости
Впервые опубликовано 27 апреля 1998 г. / 16:50
Learn2.com
Спасибо, что читаете CBS NEWS.
Создайте бесплатную учетную запись или войдите в систему
, чтобы получить доступ к дополнительным функциям.
Пожалуйста, введите адрес электронной почты, чтобы продолжить
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты, чтобы продолжить
Как читать и записывать шахматные ходы
Шахматные стратегии онлайн
>
учебники
>
Основные понятия шахмат.
>
Как читать и писать шахматные ходы
Чтобы правильно заниматься шахматами, а также играть в лигах и турнирах, нужно уметь читать и записывать шахматные ходы. Есть несколько способов записи шахматных ходов, но на этом сайте мы будем использовать стандартную алгебраическую запись, которая требуется ФИДЕ (международной шахматной федерацией).
Доска
В алгебраической записи мы используем систему буквенно-цифровых координат для обозначения каждой клетки. Ряды (горизонтальные ряды) обозначаются цифрами, начиная со стороны белых, а вертикали (вертикальные столбцы) обозначаются буквами, начиная с левой стороны белых. На доске внизу отображаются координаты для каждого квадрата.
Координаты одинаковы независимо от того, смотрите ли вы на доску с точки зрения белых или черных.
Запись хода
За исключением коня, каждая фигура обозначается первой буквой своего названия с заглавной буквы. Рыцарь начинается с той же буквы, что и король, поэтому вместо рыцарей мы используем букву N. Когда мы записываем ход, мы записываем фигуру, которая перемещается, и клетку, на которую перемещается фигура. Например:
- Bc4 — Слон ходит на поле c4.
- Nf3 — Конь ходит на поле f3.
- Фc7 — Ферзь идет на поле с7.
Единственным исключением являются ходы пешек. Когда пешка ходит, мы обычно не утруждаем себя записью P, а просто записываем поле, на которое движется пешка. Например:
- e4 — пешка ходит на поле e4.
- g6 — пешка идет на поле g6.
Если пешка достигла дальнего края доски и была переведена, используйте знак ‘=’, чтобы указать, на какую фигуру она была переведена. Например:
- b8=Q — пешка переходит на поле b8 и превращается в ферзя.
- h2=N — пешка переходит на поле h2 и превращается в коня.
Пока достаточно просто. Есть также несколько дополнительных символов, используемых для обозначения определенных вещей, связанных с ходом. Чтобы указать взятие, мы помещаем символ «x» между фигурой и квадратом, например:
- Лxf5 — Ладья берет фигуру на поле f5.
- Крxd2 — Король берет фигуру на поле d2.
При взятии пешки мы используем букву вертикали, из которой она движется, затем x и поле, на которое она движется. Например:
- gxf6 — Пешка по линии g берет фигуру на поле f6.
- exd5 — Пешка по линии e берет фигуру на поле d5.
Если пешка совершает взятие на проходе, мы записываем поле, на котором закончила пешка, а не поле взятой пешки. Вы также можете добавить «e.p.» после хода указать на проходе, если хотите, но это не обязательно. Например:
- exd6 — Пешка берет пешку на d5 на проходе. Пешка заканчивает свой ход на d6.
- gxh6 в.п. — Пешка берет пешку на h5 на проходе. Пешка заканчивает свой ход на h6.
Чтобы указать, что ход является проверкой, просто добавьте символ «+» в конце. Если это двойная проверка, вы можете добавить ++, если хотите, но подойдет только один. Если это мат, используйте вместо этого символ «#». Вот несколько примеров:
- Ba3+ — Слон идет на а3 и дает шах.
- Qxh7# — Ферзь берет фигуру на h7 и ставит мат черному королю.
- f3+ — Пешка ходит на f3 и дает шах.
Иногда две разные фишки одного типа могли ходить на одну и ту же клетку. Посмотрите на диаграмму ниже:
Если ход белых, ход Rd1 может означать любую ладью. Чтобы указать, какая часть должна быть перемещена, добавьте букву файла, из которого перемещается часть. Вот несколько примеров:
- Rad1 — Ладья по линии «а» движется на d1.
- Кbxd2 — Конь по линии «b» берет фигуру на d2.
- Rfe1+ — Ладья по линии «f» идет на e1 и дает шах.
Что, если обе части находятся в одном и том же файле? Посмотрите на диаграмму ниже:
Белые хотят пойти ладьей на e4, но этот ход могут сделать обе ладьи, и обе находятся по линии e. В этом случае вместо буквы файла ставится номер стартовой шеренги двигающейся фигуры. Вот несколько примеров:
- R7e4 — Ладья на седьмой горизонтали движется на e4.
- N1xc3 — Конь на первой горизонтали берет фигуру на c3.
Рокировка записывается иначе, чем другие ходы. Для рокировки на королевский фланг запишите как O-O , а для рокировки на ферзевый фланг запишите как O-O-O .
Когда игра снабжена комментариями, некоторые символы используются для обозначения того, что конкретный ход является хорошим или плохим. Обычно мы не используем их при записи игры на турнире (вашему противнику может быть неприятно узнать, что вы думаете о его ходах). Символы следующие:
! — Хороший ход.
!! — Блестящий ход.
? — Плохой ход.
?? — Ужасный ход.
!? — Интересный ход.
?! — Сомнительный ход.
При записи хода в партии мы указываем номер хода, а также сам ход. Каждая пара ходов белых и черных пронумерована, например:
- e4 e5
- Кf3 Кc6
- Сb5 a6
Если мы записываем только ход черных, то мы все равно используем число, но используем три точки, чтобы указать, что ход белых отсутствует. Например:
- … Лg6
Черные идут ладьей на g6.
Игры
Чтобы проверить свои знания, вот несколько готовых игр.