Как называются шахматы: «Как правильно называются шахматные фигуры?» — Яндекс Кью
«Как правильно называются шахматные фигуры?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ШахматыПравилаИгра в шахматы
Анонимный вопрос
·
73,0 K
ОтветитьУточнить
Лозбенев Павел
Образование
2,2 K
Амбассадор шахмат в этих ваших интернетах.
30 годиков · 25 июн 2020
Короткий ответ:
А теперь попробую развернуто ответить на этот вопрос.
Дело в том, что правильные названия шахматных фигур в русском языке и английском существенно отличаются за редким исключением.
Пешка — Pawn
Конь — Knight (рыцарь)
Слон — Bishop (епископ)
Ладья — Rook (грач/утес/башня)
Ферзь — Queen (королева)
Король — King
Как мы видим, названия совпадают только у двух боевых единиц. Как же так вышло?
Родиной шахмат является Индия и до шахмат была такая игра как, чатуранга. Затем чатуранга попала в Персию, где получила название Чатранг, вскоре после этого персов завоевали арабы, которые не только радикально изменили внешность фигур, но и переименовали игру в Шатрандж. И именно арабы примерно 1000 лет назад (по разным данным отклонения на пару столетий) принесли эту игру в Европу и внезапно на Русь. Считается, что именно арабы по северной части Великого шёлкового пути принесли шахматы на Русь. Предполагается, что арабские купцы, поднимаясь по реке Итиль (Волга) привезли непосредственно к нам эту игру. Примерно в то же время скандинавы через знаменитый путь из варяг в греки (или наоборот) принесли на Русь европейскую, если можно так выразиться, версию шахмат. И именно в Новгороде, центре торговли Руси находят больше всего примеров арабских и европейских шахматных фигур. И так вышло, что у именно на Руси большинство фигур сохранили свои исконные названия, кроме ладьи. Дело в том, что в чатуранге была такая фигура, как колесница, место которой со временем заняла священная птица Рух.
Когда шахматы попали на Русь, наши предки, увидев абстрактные арабские фигурки (в Коране запрещено изображать людей и животных в форме фигурок), решили, что птица похожа на корабль, и назвали фигуру ладьёй.
В Европе шахматы также стали популярны благодаря активной торговле с арабскими странами. Существует несколько версий, почему фигуры сменили свои названия. Наиболее логичной выглядит версия о сообразности самому средневековому духу времени.
Абстрактные фигурки не только приобрели новый вид, но и новые названия: конь стал рыцарем, слоны (которых в Европе и вовсе нет) стали епископами, птица Рух, превратилась в Rook (благо грач это тоже птица), что в свою очередь созвучно с rock (скала, утёс), а так как арабская фигурка явно похожа на башню, то и разговор был короткий.
Рокировка, кстати, как вершина европейского нейминга, называется Castle (замок), ну, мол, король в замке и башни тут, ага.
Существует несколько версий того, как ферзь превратился в королеву. Одна из них гласит, что в Испании XV века, была такая королева Изабелла Кастильская, которая искренне возмутилась, почему это король в шахматах есть, а королевы нет? И приняла волевое решение изменить название фигуры (А что ты сделала для феминизма в свои годы?).
Как уже писалось ранее, помимо арабов амбассадорили шахматами еще и викинги, которые часто упоминают их в своих сагах. Так, например в одном из сводов рассказывается о том, как Кнуд Великий приказал убить ярла Ульфа после ссоры за партией в шахматы. С викингами также связан, наверное, самый известный шахматный комплект Средневековья — шахматные фигуры, обнаруженные в 1831 году на острове Льюис. 78 вырезанных из моржового бивня и китового зуба фигуры, относят ко второй половине 12 века.
Также нередко встречаются такие названия, как офицер и тура (по военному принципу), однако это считается признаком дурновкусия. Лучше так не называть.
Стоит отметить, что в других языках также существуют отличия. Например, у французов слон — fou (шут/псих), у немцев — läufer (бегун), у поляков — goniec (гонец).
Всем спасибо, кто прочитал до конца. Играйте в шахматы.
Также об этом и многом другом вы можете узнать из серии потрясающих лекций Дмитрия Ивановича Олейникова — кандидата исторических наук и куратора музея шахмат Федерации шахмат России. Видео:
Жми сюда
Если у вас вопрос или нужен совет по шахматам, можете написать в инст или вк.
Перейти на instagram.com/pavellozbenev
79,1 K
28 декабря 2020
Офицер — в Болгарии. Тура — на Украине. И нет здесь никакого дурновкусия. Напротив, Тура — является более… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Шахматы для детей — Фианкетто
34
«Фианкетто» — международная онлайн-школа шахмат для детей от 4 лет. · 11 апр 2020 · fianchettoschool.com
Отвечает
Tamara Bellis
Раньше ферзя называли королевой, а слона — офицером. Сегодня современное название шахматных фигур следующее: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка.
Мы учим детей мыслить
Перейти на fianchettoschool.com
26,0 K
Алексей Пенчук
18 июля 2020
Хорошая статья, спасибо автору!
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Юрий Михайлович Виноградов
-3
Пенсионер. Офицер в отставке — инженер строитель. · 4 февр 2021
Названия шахматных фигур, отражают то время в которое они существуют. Шахматы, назвали шахматами, — арабы. Первоначально эта игра называлась ЧАТУРАНГА, — четырёх составное войско. Сейчас надо играть в КРАЙПРИЗ, — эта игра полнее отражает наше время!!!
Александр Копелевич
17 февраля 2021
Тогда уж в го лучше — типичная аналогия войны 20 века с линией фронта, прорывами, окружениями и уничтожением окруженных
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Всеволод
1
Изучаю шахматы. Постоянно играю в турнирах на сайте Lichess, веду свой Telegram-канал о… · 8 февр 2022
В шахматы обычно играют два игрока (именуемые шахматистами) друг против друга. Также возможна игра одной группы шахматистов против другой или против одного игрока, такие партии зачастую именуются консультационными. Кроме того, существует практика сеансов одновременной игры, когда против одного сильного игрока играет несколько противников, каждый на отдельной доске Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Артем Бойко
4
17 июн 2021
Я не такой знаток в шахматах, могу и ошибиться. Мне кажется фигуры называются так:
Ладья-это тура.
конь-это конь.
Слон- это офицер.
Король -это король.
Королева -это ферзь. Читать далее
Volha I.
4 августа 2021
что за бред, какая Русь в VIII веке?
(разве что в Скандинавии)
Комментировать ответ…Комментировать…
Yuri
47
филолог, лингвист, поэт, переводчик · 30 дек 2020
Вопрос с названиями связан с философией возникновения игры и функцией фигур. Сама игра — это импровизация поединка, в котором короля как главу государства и главнокомандующего армией необходимо пленить (объявить мат) или заставить сдаться. Пешка — обычная функция пехотинца, который всегда в бою и наиболее уязвим. Поскольку Индия родина шахмат, то слон там боевая… Читать далее
13,0 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыт(Почему?)
Шахматные термины их значения: словарь
А
- Адванс– игра, в которой разрешается использовать помощь компьютера.
- Армагеддон — заключительная, решающая партия матча в случае ничейного исхода как основной части матча, так и тай-брейка.
- Атака – наступление на позицию короля неприятельской стороны с целью мата. В более узком смысле – нападение на фигуру.
- Атакёр —игрок, предпочитающий атакующий стиль игры.
Б
- Батарея —тандем двух фигур, каждая из которых усиливает потенциал другой фигуры или атаки. Например: сдвоенные ладьи.
- Баранка(бублик) — нолик в турнирной таблице.
- Безнадега – безнадежная позиция.
- Белопольник —слон белопольный.
- Белоцветчик —шахматист, который намного лучше играет белыми, нежели черными
- Бешеная ладья— фигура (ладья), которую бесконечно жертвуют с целью получить позицию пата на доске.
- Блиц— игра, при которой контроль времени, как правило, не превышает 5 минут на партию. С добавлением или без добавления нескольких секунд на ход по истечении времени.
- Блицор— игрок, который умеет и любит играть блиц.
- Блокада— один из приемов ограничения подвижности фигур соперника.
- Блокер —любая фигура, препятствующая продвижению пешки противника.
- Быстрые шахматы(другое название — рапид) — игра, при которой контроль времени, как правило, находится в диапазоне 15-30 минут на всю партию.
В
- Вертикаль— все поля доски, идущие вверх от наименования. Например, вертикаль А: все поля от А1 до А8.
- Вечный шах— положение, когда один из игроков дает повторяющиеся шахи, а второй не может от них уклониться.
- Взятие на проходе— взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника.
- Вилка— одновременное нападение на две фигуры соперника конем или пешкой
- Висячие пешки— пара центральных пешек, которые невозможно защитить другими пешками. Например пешки С и D при отсутствии пешек В и Е.
- Вскрытый шах— шах, возникающий при «отскоке» фигуры и открытии нападения на короля от другой фигуры.
- Выжидательный ход— ход, цель которого не ухудшить позицию или выяснить намерения партнера.
- «В одну калитку»- более, чем убедительная победа.
Г
- Гамбит— один из видов дебюта, в котором одна из сторон жертвует материал ради достижения свои целей. Например, перевес в развитии, инициатива.
- Гарде (от французск. gardez — берегись) — жаргон начинающих, означающий нападение на ферзя.
- Голый король— ситуация, когда король не защищен своими фигурами
- Горизонталь— поля на доске и одинаковым цифровым индексом. Например: первая горизонталь.
- Гроб— (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) — плохая или безнадежная позиция.
Д
- Дальнобойная фигура— дальнобойными считаются ферзь, ладья и слон.
- Двух слонов преимущество— открытая позиция, когда у одной из сторон два слона против слона и коня или двух коней.
- Движок— это уникальная программа, которая встраивается в шахматную оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз.
- Дебют— начальная стадия партии.
- Демаркационная линия— условное название линии разделяющей четвертую и пятую горизонталь.
- Диагональ— группа полей на доске одного цвета. Например все поля от а1 до h8 по прямой линии.
- Детский мат— быстрый мат ферзем и слоном в дебюте.
- Доминация— подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
- Доплывать (доползать)— играть на ничью в заключительной части турнира.
- Дракон— один из вариантов сицилианской защиты, при котором чернопольный слон черных фиакетируется на поле g7. Например 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6
- Дыра— очень уязвимое поле.
- Длинная рокировка— рокировка в длинную сторону. Кроме того, рокировкой в шутку называют три ноля подряд в турнирной таблице.
Е
- Ёж— расположение черных пешек на полях шестой горизонтали d6 и е6 в некоторых вариантах сицилианской защиты.
Ж
- Жертва— отдача или невыгодный (неэквивалентный) размен материала ради достижения других целей. Например: атака на короля.
- Жертва корректная— обоснованная жертва
- Жертва некорректная(блеф) — необоснованная жертва в расчете на ошибку.
- Жертва позиционная— жертва, которая не предполагает отыгрыш материала в ближайшей перспективе.
З
- Задача шахматная— позиция, в которой дается задание найти единственный путь к мату в определенное количество ходов.
- Забор— пешечная фаланга или ряд.
- Закрытая игра— игра при закрытом пешечными цепями центре.
- Засада— дальнобойная фигура находится в укрытии своих фигур до поры до времени.
- Заснуть—задуматься на долгое время.
- Звон— разговоры во время игры блиц.
- Зевок— очевидная ошибка, просмотр фигуры или пешки.
- Зрение комбинационное– способность видеть тактические возможности позиции.
И
- Игра вслепую— игра без фигур. При этом разрешается пользоваться пустой доской. Ходы передаются словами шахматной нотации.
- Игра на три результата— непредсказуемое положение на доске, когда возможен любой исход партии.
- Играть руками— игра на автомате, без особых раздумий.
- Изолятор— жаргонное название изолированной пешки.
- Инициатива— возможность навязывать сопернику характер борьбы: темп, стиль, направление.
- Испанка— упрощенное название испанской партии.
- Испортить прическу— разрушить монолитность пешечного построения.
- Итальянка— упрощенное название итальянская партия.
К
- Капкан — невыгодная ситуация, в которую попадает игрок в результате расставленной соперником ловушки.
- Катать— играть много и поверхностно.
- Китайская ничья— смахнуть фигуры с доски и выйти изо стола.
- Качество— наличие соотношения ладья против легкой фигуры. Виграть качество – выиграть ладью ценой легкой фигуры.
- Квалификация шахматная— признанный уровень игры шахматиста. Документируется присвоением разрядов и званий в соответствии с шахматной иерархией.
- Кингчесс— экзотический вид шахмат. В процессе игры соперники поэтапно выставляют свои фигуры на пустую в начале партии доску.
- Классика — игра с традиционным, «классическим» контролем времени.
- Клиент— легкий соперник, у которого уже выигрывал не раз.
- Комбинация— форсированная последовательность ходов.
- Комбинатор, комбайнёр— шахматист, любящий и умеющий комбинировать.
- Комодо (Komodo)— шахматная программа.
- Коновал— шахматист, любящий играть конями.
- Контргамбит— противовес гамбиту, — дебют, в котором на жертву следует ответная жертва.
- Контригра— встречная игра против активности соперника.
- Конь Каспарова— черный конь, которого водрузили на поле d3.
- Конь Тарраша— фигура (конь), расположенный на краю доски.
- Кооперативный мат— мат, который возник благодаря «усилиям» обеих сторон.
- Короткая рокировка— рокировка в сторону королевского фланга.
- Крепость— позиция, в которой при правильной игре обороняющейся стороны невозможно одержать победу.
- Круговик— соревнование (шахматный турнир) по круговой системе. Все участники должны сыграть каждый с каждым.
- Криттер (Critter)— шахматная программа.
Л
- Лавирование— позиционная игра без явных активных действий.
- Ладейник— ладейный эндшпиль.
- Ласкеровская компенсация — ситуация, в которой за ферзя есть компенсация в виде ладьи, слона и пешки.
- Лёгкая партия— шахматная партия в неофициальном формате и без контроля времени.
- Лёгкая фигура—конь и слон.
- Ловушка — прием в расчете на опрометчивую или неумелую игру соперника.
- Лошадь —жаргонное, шутливое название коня.
М
- Мат— положение на доске, когда король нахдится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом.
- Мат Легаля— матовая комбинация с жертвой ферзя в дебюте.
- Мат линейный— ситуация мата одной или двумя тяжелыми фигурами на крайней горизонтали.
- Мат спёртый— ситуация мата конем, при которой король зажат собственными фигурами.
- Матовая сеть— положение, когда через несколько ходов будет неизбежно поставлен мат.
- Материал— пешки и фигуры.
- Матч— соревнование, в котором два шахматиста играют между собой определенное количество партий.
- Мельница— комбинация последовательных вскрытых шахов.
- Миниатюра— 1) короткая по количеству ходов партия, завершившаяся победой одной из сторон 2) Этюд или задача с небольшим количеством фигур.
- Миттельшпиль— срединная часть игры. Между дебютом и эндшпилем.
- Мишень— объект атаки на шахматной доске.
Н
- Ничья— итог партии, в которой никто из игроков не победил. Каждый получает по пол-очка.
- Насиловать позицию— игра без учета позиции, как правило, себе во вред.
- Не выйти из дебюта— потерпеть поражение в дебюте.
- Ничья в кармане— ситуация, при которой есть возможность играть без риска потерпеть поражение.
- Новинка— новое продолжение в известном варианте.
- Нокаут-система— формат турнира, схожий с олимпийской системой в других видах спорта. В следующий круг выходит только победитель. По сути – плэй-офф.
- Нотация шахматная — система правил, согласно которым ведется запись партии.
О
- Обезьянья игра — стремление одного из игроков к симметричному повторению ходов.
- Обдернуться— сделать не тот ход, что задумал.
- Обжорный ряд— горизонталь, на которой ворвавшиеся ладь или ферзь собирает «урожай» пешек.
- Окучить— уверенное, методичное давление на позицию соперника с последующим выигрышем материала.
- Отжарить— красивая, убедительная победа.
- Откладывание партии — процесс, при котором партия прерывается и затем (через несколько часов или на следующий день) доигрывается. В современных шахматах практически не применяется.
- Открытая игра — игра в открытых позициях.
- Открытая линия— свободная от фигур вертикаль.
- Открытые дебюты— дебюты, возникающие после первого хода e4 e5.
- Отравленная пешка — пешка, взятие которой влечет за собой неприятные сюрпризы и последствия.
- Отсталая пешка— пешка, отставшая от своих собратьев, ставшая объектом атаки.
П
- Пат— положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом.
- Первая линия— лучшее продолжение, предлагаемое шахматной программой.
- Пешка— шахматная единица, имеющая минимальную ценность.
- Пешечник— пешечный эндшпиль.
- План игры— идея, воплощенная в конкретные последовательные действия в шахматной партии.
- Пластуны— пешки, которые двигаются к полю превращения на разных флангах.
- Плотный ход— синоним понятия сильный ход.
- Поддавки— формат игры, в котором побеждает игрок, отдавший все свои фигуры, в том числе короля.
- Подкрутить позицию— создать дополнительное напряжение на доске игровыми способами.
- Позиция — положение на доске.
- Поле— единица пространства в шахматах, другие названия — клетка или пункт.
- Полтинник— половина набранных очков от количества возможных.
- Поле «слабое» — поле, которое может быть использовано для вторжения соперником.
- Поплыть— растеряться, перейти на игру «на автомате».
- Похоронить вариант— однозначно оценить вариант, как невыгодный и непригодный для применения.
- Превращение— изменение статуса пешки другой фигурой аналогичного цвета, кроме короля при достижении 8 или 1 горизонтали
- Прихватить соперника в дебюте— поставить перед соперником трудноразрешимые проблемы в дебюте.
- Провисать— нахождение фигуры «под боем» без защиты.
- Промежуток— то же, что промежуточный ход.
- Программа шахматная— разновидность компьютерных программ, способных делать ходы, анализировать и оценивать позицию.
- Промежуточный ход— неожиданный, не очевидный ход в форсированном варианте.
- Пространство— объем игрового поля шахматной доски. Является фундаментальным ресурсом шахматной игры.
- Профилактика — управление рисками, предупреждение угроз.
- Проходная пешка— пешка, которая может двигаться к полю превращения перед которой отсутствуют пешки соперника.
- Преимущество— превосходство над соперником в каком либо аспекте.
Р
- Размен— ход или несколько ходов, при которых происходит взаимный обмен фигурами.
- Раздача люлей— победы с подавляющим преимуществом.
- Разноцвет— положение в эндшпиле, когда у сторон по одному слону разного цвета полей. Не считая других фигур.
- Расписать— сыграть быструю ничью без борьбы.
- Рассыпаться— получить в несколько ходов проигранную позицию из приемлемой или хорошей.
- Рейтинг—уровень относительной силы игрока, измеряемый числовым коэффициентом.
- Рентген— эффект от действия дальнобойной фигуры (например фианкетированного слона), при котором фигуры соперника потенциально под угрозой взятия.
- Ретроградный анализ — задание в шахматной композиции на выяснение последнего хода в партии.
- Рокировка— ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
- Ряд «обжорный» — вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки.
- Рубить флаг— умышленная игра на время.
- Рыба (жаргон)— ничья.
- Рыбка (Rybka)— один из продвинутых шахматных программ.
С
- Связка— нападение на фигуру противника, которая прикрывает собой более важную фигуру. Или же ключевое поле.
- Связанные пешки— пешки, находящиеся на соседних вертикалях рядом друг с другом.
- Сдвоенные пешки— две пешки одного цвета на одной вертикали.
- Сеанс одновременной игры — формат игры, когда шахматист играет с несколькими соперниками одновременно на разных досках. Ходы делаются поочередно.
- Скахография— жанр шахматной композиции, когда расположение фигур образует очертания букв, цифр или рисунки.
- «Слабое» превращение— превращение пешки в фигуру, отличную от ферзя.
- «Слепота» шахматная— что-то вроде затмения, когда игрок не видит очевидный ход.
- Стратегия шахматная— набор принципов, методов и план игры против определенного соперника.
- Самоходки— связанные пешки, близкие к полю превращения.
- Сбор урожая (шут.)— перевод позиционного или другого преимущества в материальное.
- Сицилианка— сицилианская защита.
- Скинуть— принести в жертву материал или вернуть жертву сопернику.
- Славянка— славянская защита.
- Слоны Горвица— два слона рядом одного цвета, простреливающие диагонали.
- Слон Гуфельда— фианкетированный слон g7 в староиндийской защите.
- Слон Фишера—белопольный слон белых в испанской партии и сицилианской защите.
- Соскок— неожиданное спасение в тяжелой позиции.
- Сплав— умышленный проигрыш.
- Старушка (шут.)— староиндийская защита.
- Стокфиш (Stockfish)— одна из лучших шахматных программ.
- Стоять— придерживаться выжидательной тактики.
- Строчка— решающий перевес. Произносятся как «плюс-минус в строчку» (когда перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (когда у чёрных).
- Стучать— играть блиц или во взаимном цейтноте.
Т
- Табия— хорошо изученная позиция.
- Тактика шахматная— набор комбинационных приёмов. Вилка, двойной удар, отвлечение, завлечение и т.д.
- Темп— динамика ходов. Потеря темпа — лишний ход, потеря времени.
- Теория шахматная— область анализа и обобщения знаний в шахматах, выявление закономерностей. Обычно имеют ввиду дебютную теорию.
- Топталка— неоднократное повторение позиции.
- Треугольник — способ передачи очереди хода сопернику для достижение цели поставить его в положение цугцванга.
- Тура— жаргонное название ладьи.
- Туристы— (юмор) слабые шахматисты, не претендующие на победу в турнире.
- Турнир— разновидность шахматного соревнования, в котором участвуют более двух игроков.
- Турнирная таблица— документ, в котором фиксируются результаты партий участников турнира.
- Тычок— движение пешки навстречу неприятельским силам.
- Тяжёлая фигура—ферзь и ладья.
У
- Угроза— потенциальная или реальная опасность.
- Уконтрапупить— уверенно обыграть.
Ф
- Фаланга— пешечная цепь.
- Фейерверк—комбинация с каскадом жертв.
- Фианкетто—фианкетирование, развитие слона в «домик» из пешек (к примеру слон на g2 при пешках f2, g3 и h3).
- Фишка (жаргон) — шахматная фигура.
- Фланг—вертикали a, b, c, f, g, h.
- Фланг королевский — фланг на вертикалях f, g, h.
- Ферзевый фланг— фланг на вертикалях a, b, c.
- Фишеровские шахматы— в начальной позиции фигуры расположены произвольно, за исключением: пешки занимают второй ряд, —слоны стоят на полях разного цвета, ладьи с разных сторон от короля.
- Форпост— внедренная во вражеский лагерь фигура под защитой пешки. Например, конь на d6 под защитой пешки е5.
- Форсаж— форсированный вариант.
- Форсирование— серия ходов, в которой соперник отвечает только вынужденным образом.
- Форточка — поле, для ухода короля от шаха по первой (восьмой) горизонтали. Как правило h3 или g2.
Х
- Ход— передвижение фигуры с одного поля на другое.
- Хвост— группа участников-аутсайдеров в турнире. Иногда так называют последние доски в командных соревнованиях.
Ц
- Цейтнот— нехватка времени для обдумывания.
- Цементировать— сверхнадежная защита.
- Ценность фигур— номинальная значимость фигуры в игре по отношению к другим фигурам. Например, конь равен трем пешкам.
- Центр— поля e4,e5,d4 и d5.
- Цугцванг (цуг)— ситуация, при которой любой ход ведет к ухудшению позиции.
Ч
- Часы шахматные— специальная разновидность часов, в которых имеются два циферблата и механизм переключения часов таким образом, что ходят часы игрока, обдумывающего ход.
- Часы Фишера— шахматные часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд к каждому ходу.
- Чернопольник— чернопольный слон.
Ш
- Шах— ситуация нападения на короля. Король находится под шахом означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.
- Шах двойной — ситуация, в которой шах объявлен сразу двумя фигурами.
- Шахматная композиция— разновидность шахмат, в которой составляют позиции для решения задач и этюдов.
- Шахматная фигура— король, ферзь, ладья, конь, слон.
- Швейцарка— турнир с большим количеством участников. Основное правило — между собой должны встречаться игроки, имеющие одинаковое или максимально близкое количество очков на данный момент.
- Швиндель — неожиданный комбинационный удар.
- Шлёпать— играть быстро и плохо.
- Шпилер—игрок, делающий ставки на ловушки и использование ошибок партнера.
- Штаны— ситуация, когда слон не может удержать две проходные пешки на разных флангах.
- Шреддер (Shredder)— одна из продвинутых шахматных программ.
Э
- Эстетика шахмат — способность игры вызывать эстетическое удовольствие.
- Эндшпиль— завершающая часть партии.
- Этюд шахматный— элемент шахматной композиции. Созданная позиция, в которой требуется найти единственный путь к решению поставленной задачи – достижения выигрыша или ничьей.
Получай свежие статьи блога на e-mail
наверх
Шахматы | игра | Британика
положение фигур в начале партии
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Вишванатан Ананд
Сьюзан Полгар
Владимир Крамник
Магнус Карлсен
Бобби Фишер
- Похожие темы:
- сёги
шахматная фигура
китайские шахматы
центр
эндшпиль
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое шахматы?
Шахматы — одна из старейших и самых популярных настольных игр. В нее играют два противника на шахматной доске со специально разработанными фигурами контрастных цветов, обычно белого и черного. Цель игры — захватить короля противника.
Когда заканчивается игра в шахматы?
Игра в шахматы заканчивается, когда игрок ставит короля противника в положение, при котором нельзя избежать взятия (мат). Игра также может быть выиграна или проиграна путем уступки. Шахматный матч также может закончиться вничью. Это может произойти из-за пата, взаимного согласия, невозможности поставить мат и другими способами.
Откуда возникли шахматы?
Впервые шахматы появились в Индии примерно в 6 веке нашей эры. К 10 веку он распространился из Азии на Ближний Восток и в Европу. Некоторые считают игру чатуранга предшественницей современных шахмат из-за различных способностей фигур и условия победы, заключающегося в взятии единственной фигуры (короля).
Кто самый молодой чемпион мира по шахматам?
Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам. В 19В возрасте 85 лет, всего в 22 года, гроссмейстер советского происхождения победил Анатолия Карпова и завоевал этот титул.
Как шахматы стали популярными?
Первоначально шахматы были интеллектуальным развлечением среди высших слоев общества. Шахматы получили дальнейшее развитие в 20 веке, поскольку они стали профессией, в которой люди боролись за титул чемпиона мира и призовые. Сегодня Интернет ускорил рост шахмат, а шахматный контент широко доступен на таких платформах, как YouTube и Twitch.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
шахматы , одна из старейших и самых популярных настольных игр, в которую играют два противника на шахматной доске со специально разработанными фигурами контрастных цветов, обычно белого и черного. Белые ходят первыми, после чего игроки чередуют ходы в соответствии с установленными правилами, каждый из которых пытается поставить мат главной фигуре противника, королю, — позиции, в которой он не может избежать взятия.
(Читайте эссе Гарри Каспарова «Британника» о шахматах и Deep Blue). По крайней мере, с 15 века шахматы известны как «королевская игра» из-за их популярности среди знати. Правила и дизайн декораций медленно развивались, пока в начале 19 века они не достигли сегодняшнего стандарта. Когда-то интеллектуальная забава, любимая высшими классами, в 20-м веке интерес к шахматам резко возрос, поскольку профессиональные и спонсируемые государством игроки боролись за официально признанный титул чемпиона мира и все более прибыльные турнирные призы. Организованные шахматные турниры, игры по переписке и интернет-шахматы теперь привлекают мужчин, женщин и детей со всего мира.
Эта статья представляет собой подробный обзор истории и теории игры известного автора и международного гроссмейстера Эндрю Солтиса.
Викторина «Британника»
Мастер шахмат: правда или вымысел?
Характеристики игры
В шахматы играют на доске из 64 клеток, расположенных в восемь вертикальных рядов, называемых вертикальными, и восемь горизонтальных рядов, называемых рядами. Эти квадраты чередуются между двумя цветами: один светлый, например белый, бежевый или желтый; а другой темный, например черный или зеленый. Доска устанавливается между двумя противниками так, чтобы у каждого игрока был светлый квадрат в правом углу.
Отдельные ходы и целые партии могут быть записаны с использованием одной из нескольких форм записи. Безусловно, наиболее широко используемая форма, алгебраическая (или координатная) запись, отождествляет каждое поле с точки зрения игрока со светлыми фигурами, называемыми белыми. Восемь рангов пронумерованы от 1 до 8, начиная с ранга, ближайшего к белому. Файлы помечены от a до h, начиная с файла слева от Уайта. Каждое поле имеет имя, состоящее из его буквы и цифры, например, b3 или g8. Кроме того, вертикали с a по d называются ферзевым флангом, а вертикали с e по h — королевским флангом. См. рис. 1.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Ходы
Поле представляет собой поле битвы, на котором две армии сражаются, чтобы захватить короля друг друга. Армия игрока состоит из 16 фигур, которые начинают игру на двух ближайших к этому игроку рядах. Есть шесть различных типов фигур: король, ладья, слон, ферзь, конь и пешка; фигуры отличаются внешним видом и тем, как они двигаются. Ходы игроков чередуются, белые ходят первыми.
Белый король начинает игру на е1. Черный король стоит напротив на e8. Каждый король может двигаться на одно поле в любом направлении; например, белый король может перейти с e1 на d1, d2, e2, f2 или f1.
У каждого игрока есть две ладьи (ранее известные как ладьи), которые начинают игру на угловых полях a1 и h2 для белых и a8 и h8 для черных. Ладья может двигаться по вертикали или горизонтали на любую свободную клетку по вертикали или горизонтали, на которой она стоит.
У каждого игрока есть два слона, и они начинают игру с позиций c1 и f1 для белых и c8 и f8 для черных. Слон может ходить на любую свободную клетку по диагонали, на которой он стоит. Таким образом, у каждого игрока есть один слон, который ходит только по светлым полям, и один слон, который ходит только по темным полям.
У каждого игрока есть один ферзь, который сочетает в себе силы ладьи и слона и, таким образом, является самой подвижной и сильной фигурой. Белый ферзь начинает с d1, черный ферзь с d8.
У каждого игрока по два коня, и они начинают игру на полях между своими ладьями и слонами, то есть на полях b1 и g1 для белых и b8 и g8 для черных. У коня самый сложный ход, L-образный из двух шагов: сначала одно поле, как у ладьи, затем одно поле, как у слона, но всегда в направлении от стартового поля. Конь на e4 мог пойти на f2, g3, g5, f6, d6, c5, c3 или d2. У коня есть уникальная способность перепрыгивать через любую другую фигуру, чтобы добраться до места назначения. Он всегда перемещается на квадрат другого цвета.
Взятие
Король, ладья, слон, ферзь и конь захватывают вражеские фигуры так же, как они ходят. Например, белый ферзь на d3 может взять черную ладью на h7, перейдя на h7 и убрав фигуру противника с доски. Фигуры могут захватывать только вражеские фигуры.
У каждого игрока по восемь пешек, которые начинают игру на ближайшей к каждому игроку второй горизонтали; т. е. пешки белых начинаются с a2, b2, c2 и т. д., а пешки черных начинаются с a7, b7, c7 и т. д. Пешки уникальны в нескольких отношениях. Пешка может двигаться только вперед; оно никогда не может отступить. Двигается иначе, чем захватывает. Пешка ходит на поле прямо перед собой, но берет на поле по диагонали перед ней; например, белая пешка на f5 может пойти на f6, но взять можно только на g6 или e6. Неподвижная пешка может двигаться вперед на одно или два поля. Это является причиной другого своеобразного варианта, называемого на проходе, то есть мимоходом, доступного для пешки, когда вражеская пешка на соседней вертикали продвигается на два поля своим первоначальным ходом и могла быть взята, если бы она переместилась только на одно поле. Первая пешка может взять наступающую пешку на проходе, как если бы она продвинулась только на одно поле. Взятие на проходе должно быть сделано тогда или не должно быть вообще. На проходе можно брать только пешки. Последняя уникальная функция пешки возникает, если она достигает конца файла; затем его нужно превратить в ферзя, ладью, слона или коня, то есть обменять на него.
Рокировка
Единственным исключением из правила, согласно которому игрок может ходить только одной фигурой за раз, является составной ход королем и ладьей, называемый рокировкой. Игрок делает рокировку, сдвигая короля на два поля в направлении ладьи, которая затем ставится на поле, которое пересек король. Например, белые могут рокировать на королевский фланг, переместив короля с e1 на g1, а ладью с h2 на f1. Рокировка разрешена только один раз в игре и запрещена, если король или ладья ранее ходили или если какое-либо из полей между ними занято. Кроме того, рокировка недопустима, если поле, на котором король начинает, пересекает или заканчивает, атаковано фигурой противника.
Относительная ценность фигур
Если пешке присвоить значение 1, значения других фигур будут приблизительно следующими: конь 3, слон 3, ладья 5 и ферзь 9. Относительные ценности коней и слонов различаются в зависимости от пешки структуры. Кроме того, тактические соображения могут временно преобладать над обычными относительными ценностями фигур. Материальные заботы вторичны по отношению к победе.
Цель игры
Когда игрок перемещает фигуру на поле, на котором она атакует вражеского короля, то есть на поле, с которого она может захватить короля, если король не защищен щитом или не перемещен, король называется быть на чеку. Игра выиграна, когда один король находится под шахом и не может избежать взятия на следующем ходу; это называется мат. Игра также может закончиться, когда игрок, считая ситуацию безнадежной, признает поражение, сдаваясь.
В шахматах возможны три исхода: победа, поражение или ничья. Ничья может быть получена шестью способами: (1) по взаимному согласию, (2) когда ни у одного из игроков нет достаточного количества фигур, чтобы поставить мат, (3) когда один игрок может бесконечно шахать вражескому королю (вечный шах), (4) когда у игрока, не находящегося под шахом, нет разрешенного хода (пат), (5) когда идентичная позиция возникает три раза, когда один и тот же игрок имеет право хода, и (6) когда ни одна фигура не взята и ни одна пешка не был перемещен в течение 50 ходов.
В соревнованиях победа оценивается как одно очко, ничья — как пол-очка, а проигрыш — без очков.
Ход можно записать, указав начальную букву перемещаемой фигуры и клетку, на которую она перемещается. Например, Be5 означает, что слон перешел на e5. Есть два исключения: конь обозначается буквой N, а для ходов пешкой не используются инициалы. Например, 1 e4 означает, что первым ходом белых является продвижение пешки по линии e на два поля, а 1 . . . Кf6 означает, что в ответ черные переводят коня с g8 на f6. И для белых, и для черных рокировка на королевский фланг обозначается 0-0, а рокировка на ферзевый фланг обозначается 0-0-0. Взятие обозначается вставкой x или : между движущейся фигурой и квадратом, на который она перемещается. Для ходов пешки это означает, что dxe5 означает, что белая пешка на d4 берет фигуру на e5. Захваты на проходе обозначаются e.p. Шах обозначается добавлением ch или + в конце хода, а мат часто обозначается добавлением # или ++ в конце хода. Обозначения используются для записи игр по мере их проведения и последующего анализа в печати. При аннотировании (комментировании) партии добавленный восклицательный знак означает очень хороший ход, два восклицательных знака иногда используются для обозначения очень хорошего хода, вопросительный знак указывает на плохой ход, два вопросительных знака указывают на грубую ошибку, а комбинация Восклицательный и вопросительный знаки на одном и том же ходу указывают на обоюдоострый или несколько сомнительный ход.
Ход игры
В соревновательные шахматы играют в соответствии с набором правил, которые дополняют основные законы, управляющие движением фигур. Среди наиболее важных правил те, которые регулируют завершение хода, запись игр, контроль времени (см. Элемент времени и соревнование), а также штрафы за неправильные ходы и другие нарушения.
Турниры и матчевые шахматы отличаются от казуальных игр строгими условиями выполнения хода. Если ему не предшествует предупреждение «Я приспосабливаюсь» (по-французски: «j’adoube»), фигура, которой коснулись, должна быть перемещена или взята (если это разрешено законом), а завершенный ход не может быть отменен. Игроки также обязаны записывать свои ходы. Только сделав ход, они могут остановить истечение отведенного им времени, обычно нажимая устройство на шахматных часах, используемых в соревновательной игре.
Игрок может быть наказан различными способами, включая конфискацию игры, консультации с другим игроком или любые записанные материалы во время игры, анализ игры на другой доске или отвлечение противника. Любой игрок, который во время игры осознает, что был сделан неправильный ход, может потребовать, чтобы положение, предшествующее нарушению, было восстановлено, и чтобы игра продолжалась оттуда. Если незаконность обнаружена после завершения игры, результат остается в силе без штрафа.
Шахматы: все, что вам нужно знать
Шахматы — одна из старейших настольных игр в мире, а также одна из самых популярных. Если вы хотите научиться играть в шахматы, чтобы играть в обычные игры с друзьями или участвовать в соревнованиях, в этой статье вы найдете всю необходимую информацию о королевской игре.
Вот что вам нужно знать о шахматах:
- Что такое шахматы?
- Правил
- Оборудование
- Шахматные фигуры
- Начальная настройка
- Движение деталей и захваты
- Шах и мат
- Специальные правила
- Результаты игры
- Контроль времени
- Как играть в шахматы онлайн на Chess. com
- Игра в шахматы против людей
- Игра в шахматы против компьютера
- Шахматная нотация
- Шахматные федерации
- Шахматная рейтинговая система
- Шахматные титулы
- Шахматное соревнование
- Шахматная теория и стратегия
- Отверстие
- Миддлшпиль
- Финал
- Тактика
- История
- Варианты
- Заключение
Что такое шахматы?
Шахматы — это настольная игра между двумя игроками, которая имитирует войну между двумя королевствами. Это одна из самых популярных игр в мире. Миллионы людей играют в нее как для развлечения, так и для соревнований.
Шахматы — пошаговая стратегическая игра без скрытой информации. По этой причине элемент удачи в игре практически отсутствует.
Правила
Шахматы — это сложная игра с множеством фигур и правил. Вот видео, в котором ММ Дэнни Ренш рассказывает о правилах игры:
Если вы предпочитаете читать о правилах, ниже вы можете найти всю необходимую информацию.
Оборудование
Чтобы играть в шахматы, игрокам необходим как минимум набор шахматных фигур и шахматная доска. Шахматные часы также необходимы, если игроки решают сыграть в игру на время, и игроки часто используют протокол для записи своих ходов.
Набор шахматных фигур состоит из двух разных армий фигур, каждая из которых состоит из восьми пешек, двух коней, двух слонов, двух ладей, ферзя и короля. Игроки могут различать свои армии по цвету с помощью светлых и темных частей. Независимо от фактического цвета деталей, светлая сторона называется Белой, а темная сторона называется Черной, что напоминает изделия из слоновой кости и черного дерева, использовавшиеся в прошлом.
Шахматная доска состоит из 64 клеток, расположенных в сетке восемь на восемь. Доска усеяна темными и светлыми квадратами. Доска разделена на ранги (строки) и файлы (столбцы).
На шахматной доске 64 клетки, расположенные в сетке восемь на восемь темных и светлых клеток. Строки называются рангами, а столбцы — файлами.
Шахматные часы — это инструменты, которые могут отмечать оставшееся время каждого игрока. Они также могут добавить дополнительное время для каждого игрока после того, как он сделает ход (так называемые приращения).
Шахматные фигуры
Существует шесть типов шахматных фигур. Это пешка, конь, слон, ладья, ферзь и король. Каждая из этих фигур движется по-разному и имеет различное значение.
Пешка стоит одно очко и не считается фигурой. Кони и слоны приносят три очка, хотя мастера и компьютеры считают, что слоны обычно стоят немного больше, чем конь. Рыцари и слоны составляют второстепенные фигуры.
Ладьи приносят пять очков, а ферзь — девять. Ладья и ферзь — основные фигуры. Король — самая ценная фигура в шахматах: «проиграть» короля означает проиграть игру.
Обратите внимание, что стоимость фигур является лишь абстрактным понятием и не определяет исход игры. У игрока может быть много материала, но он может проиграть, если противник поставит ему мат (обсуждается ниже).
Первоначальная установка
Чтобы начать шахматную партию, необходимо изучить первоначальную настройку доски и фигур. Доска должна иметь светлый квадрат в правом нижнем углу.
Правый нижний квадрат должен быть светлым.
Как сказано в предыдущем разделе, оба игрока начинают с восьми пешек, двух коней, двух слонов, двух ладей, ферзя и короля. Белые пешки идут на второй горизонтали доски, а черные — на седьмой.
Пешки стартуют на второй и седьмой горизонтали.
Ладьи, кони и слоны начинают заполнять первую горизонталь у белых и восьмую у черных снаружи внутрь. Ферзь и король завершают расстановку, при этом ферзь всегда идет на поле соответствующего его цвета (белый ферзь на светлое поле, черный ферзь на темном поле).
Начальная установка для игры в шахматы.
Движение и взятие фигур
Каждая шахматная фигура имеет характерный ход:
Пешка
Пешки перемещаются вверх по доске на одну клетку, если только они не ходят на две клетки впервые. Обратите внимание, что они не могут двигаться назад.
Пешка бьет фигуры на одну клетку по диагонали и является единственной шахматной фигурой, которая бьет не так, как она ходит. Кроме того, это единственная фигура, которую можно захватить, используя специальное правило на проходе, обсуждаемое ниже.
Пешки могут двигаться вверх по доске на одну или две клетки первым ходом. Они захватывают по одной клетке по диагонали в любую сторону.
Конь
Конь ходит на две клетки по горизонтали и одну по вертикали или на две клетки по вертикали и одну по горизонтали. Движение коня напоминает заглавную букву «L».
Кони захватывают, приземляясь на вершину фигуры, и это единственные фигуры, которые могут перепрыгивать через другие фигуры.
Кони ходят буквой «L» и могут перепрыгивать через другие фигуры.
Слон
Слон может ходить на любое количество клеток по диагонали. Из-за того, как он движется, слон никогда не может наступить на поля другого цвета, чем тот, с которого он начал. Игроки начинают игру с двумя слонами, белопольным и чернопольным.
Слоны ходят по диагонали.
Ладья
Ладья может ходить на любое количество клеток по вертикали или горизонтали. Ладья также является единственной фигурой, которая вместе с королем может рокироваться (обсуждается ниже).
Если ладьи не заблокированы, они могут перемещаться по горизонтали или вертикали на любое количество клеток.
Ферзь
Ферзь — самая сильная фигура на доске. Он может перемещаться по диагонали, горизонтали или вертикали на любое количество клеток (если его не блокирует другая фигура).
Ферзи могут перемещаться во всех направлениях на любое количество клеток.
Король
Король может двигаться на одну клетку в любом направлении. Как сказано выше, король может использовать особое правило рокировки вместе с ладьей.
Короли ходят на одну клетку в любом направлении.
Если вы хотите узнать больше о том, как движется каждая фигура, ознакомьтесь с нашим интерактивным уроком на эту тему.
Шах и мат
Когда король игрока находится под атакой вражеской фигуры, король находится под шахом. Игрок, чей король находится под атакой, должен защитить короля одной из своих фигур, вывести короля из зоны действия атакующего или захватить фигуру, атакующую его короля. Если атакуемый игрок не может сделать ни одного из них, королю ставится мат (также сокращенно «мат»), и он проигрывает игру.
Белые сначала ставят шах черному королю, а затем ставят мат.
Поставить мат сопернику — конечная цель шахмат. Чтобы узнать больше о различных типах мата, вы можете пройти этот интерактивный урок или прочитать эту статью.
Специальные правила
В шахматах есть три специальных правила, которые применяются только в определенных ситуациях. Ниже объясняются три специальных шахматных правила:
Рокировка
Игроки могут рокировать, чтобы защитить своего короля и одновременно развить ладью. Когда игрок делает рокировку, его король перемещается на две клетки в каждую сторону, а ладья с этой стороны перепрыгивает через короля и приземляется рядом с ним.
В этом примере белые рокировали на королевский фланг (или «короткая рокировка»), а черные рокировали на ферзевый фланг (или «длинную рокировку»).
Игрок может рокироваться, только если выполняются все следующие условия:
- Игрок никогда не ходил королем или ладьей.
- Между королем и ладьей в ту сторону, где игрок делает рокировку, нет фигур.
- Король не находится под шахом.
- Противник не атакует ни одно из полей между королем и точкой приземления.
Повышение пешки
Когда пешки достигают ранга, наиболее удаленного от того, с которого они начинали, они могут превращаться в любую второстепенную или большую фигуру. Пешки белых продвигаются, когда достигают восьмой горизонтали, а черные — на первой.
Пешки могут превратиться в любую фигуру, кроме короля.
Пешки могут превратиться в любую фигуру, независимо от того, сколько или какие другие фигуры все еще находятся на доске.
Захват на проходе
Правило на проходе — самое сложное правило в шахматах для начинающего игрока. Это правило особого типа, позволяющее пешкам брать другие пешки при следующих условиях:
- Захватывающая пешка находится на расстоянии трех горизонталей от ранга, на котором она начала игру.
- Вражеская пешка на соседней вертикали перемещается вперед на две клетки за один ход и приземляется прямо рядом с берущей пешкой.
- Взятие на проходе происходит на ходу сразу же после того, как взятая пешка приземляется рядом с берущей пешкой.
Если все условия выполнены, атакующий игрок может выбрать взятие на проходе. Атакующая пешка ходит на одну клетку по диагонали, приземляясь на одну клетку впереди захваченной пешки.
Правило на проходе — это единственный случай взятия, при котором забитая фигура не приземляется на ту же клетку, что и захваченная.
Исход игры
В шахматах игрок может выиграть, проиграть или сыграть вничью. Игрок может выиграть, поставив мат противнику или если другой игрок упустит свое время или «пометит». И наоборот, игрок проигрывает, если его противник ставит мат своему королю или если его часы истекают.
Игра может закончиться вничью несколькими способами. К ним относятся ничьи по взаимному согласию игроков, троекратное повторение, мертвая позиция, правило 50 ходов или пат.
Контроль времени
Рекреационные шахматные игры за доской (OTB) могут не иметь ограничения по времени, особенно среди начинающих. Однако в соревновательных шахматах всегда используются временные ограничения для каждого игрока, чтобы ограничить продолжительность игры.
Игры получают разные классификации в зависимости от установленного контроля времени. В классических играх более длительный контроль времени, и у каждого игрока обычно есть более одного часа, чтобы сделать свои ходы. Эти более длительные контроли времени более характерны для игры OTB.
гроссмейстеры Ян Непомнящий и Максим Вашье-Лаграв играют в классическую партию на турнире претендентов 2020-2021 гг. Фото: Леннарт Утс/ФИДЕ.
Быстрый контроль времени — это такие, когда каждому игроку дается не менее 10 минут на то, чтобы сыграть свои ходы. Блиц-игры — это игры, в которых каждому игроку отведено не менее трех минут, а буллиты — две минуты или меньше. Рапиды, блиц и буллиты широко популярны в Интернете, причем блиц является самым популярным контролем времени на Chess.com. Ниже вы можете увидеть, как МГ Даниэль Народицкий вовремя побеждает МГ Ганса Ниманна.
Элементы управления временем также могут иметь приращения или задержки. Инкремент — это любое количество времени, добавляемое к часам игрока после того, как он сделал ход. Задержки, с другой стороны, не добавляются к часам игрока. Вместо этого задержка — это время, в течение которого игрок должен сделать ход, прежде чем на его часах начнется обратный отсчет после начала его хода.
Помимо упомянутого выше контроля времени, существует также возможность продления игр более чем на один день. В переписке или ежедневных шахматах у каждого игрока есть как минимум сутки на то, чтобы сыграть каждый ход.
Как играть в шахматы онлайн на Chess.com
Если вы хотите играть в шахматы онлайн против своих друзей, других людей со всего мира или даже против компьютерных личностей, Chess. com — лучшее место для этого. С самой большой пользовательской базой на планете легко найти соперника своего уровня, с которым можно играть в любое время дня.
Игра в шахматы против людей
Чтобы сыграть в шахматы против другого игрока-человека, все, что вам нужно сделать, это перейти на нашу страницу Играть . Там вы найдете варианты начать игру против случайного игрока вашего уровня или пригласить в игру своих друзей.
Вы можете играть против других людей на нашей странице игры.
Игра в шахматы против компьютера
Чтобы сыграть против компьютера или любой из наших многочисленных шахматных личностей, все, что вам нужно сделать, это перейти на нашу страницу Играть с компьютером . Там вы можете найти разных ботов, каждый со своим стилем игры и сильными сторонами.
Вы можете играть разными компьютерными личностями на нашей странице Play Computer.
Шахматная нотация
Шахматная нотация — это способ записи или описания ходов в шахматной партии. Хотя для этого существуют разные методы, сегодня официальный способ их записи — алгебраическая запись. Этот тип обозначений показывает вам номер хода, фигуру, которую перемещают, и клетку, на которую она приземляется.
В алгебраической записи каждая клетка на доске имеет имя. Имя состоит из буквы, идентифицирующей файл, за которой следует число, определяющее ранг.
Каждая клетка на шахматной доске имеет имя, состоящее из буквы, обозначающей вертикаль, и числа, обозначающего ранг.
Каждая фигура обозначается заглавной буквой: «К» — король, «Q» — ферзь, «R» — ладья, «B» — слон и «N» — конь. Пешки не являются фигурами и поэтому не имеют аббревиатуры.
Взятие обозначается буквой x, короткая рокировка — 0-0, длинная рокировка — 0-0-0. 1-0 показывает, что белые выиграли партию, 0-1 означает победу черных, а 1/2-1/2 указывает на ничью.
Ходы 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.O-O Be7 6.Bxc6 описывают следующую игру: ознакомьтесь с этой статьей или интерактивным уроком.
Шахматные федерации
Шахматные федерации являются регулирующими органами, которые контролируют и решают все официальные вопросы, связанные с шахматами.
ФИДЕ является Международной шахматной федерацией и руководящим органом по всем вопросам, связанным с шахматами во всем мире. Это организация, которая организует самые важные шахматные мероприятия, такие как турнир претендентов и чемпионат мира по шахматам. Они также присуждают шахматные титулы и следят за международными рейтингами игроков.
Логотип ФИДЕ. Изображение: ФИДЕ/fide.com.
Многие страны также имеют свои собственные федерации, такие как Шахматная федерация США в США или Шахматная федерация России. Национальные федерации занимаются шахматными вопросами внутри своих стран, например, организуют национальные соревнования и следят за национальными рейтингами. Некоторые национальные федерации также присваивают национальные титулы (не признанные ФИДЕ).
Система шахматных рейтингов
Шахматные рейтинги отражают относительную силу игрока по сравнению с другими игроками из той же группы. ФИДЕ выбрала рейтинговую систему Эло для определения международных рейтингов игроков. Однако национальные федерации могут принимать разные системы, например, систему оценок ECF Английской федерации.
Рейтинг гроссмейстера Хикару Накамуры на сайте ФИДЕ (по состоянию на май 2021 г.). Изображение: ФИДЕ/fide.com.
Рейтинговая система Glicko обычно используется в онлайн-шахматах. Она работает аналогично рейтинговой системе Эло, но учитывает больше вариантов в своих расчетах.
Шахматные титулы
Шахматные титулы присуждаются шахматными федерациями игрокам, добившимся высоких результатов в шахматах. Признания основаны на навыках, производительности и ранге игроков.
ФИДЕ присуждает открытые международные звания кандидата в мастера, мастера ФИДЕ, международного мастера и гроссмейстера. Они также присваивают женщинам эксклюзивные титулы кандидата в мастера, женщины-мастера ФИДЕ, женщины-международного мастера и женщины-гроссмейстера.
Все лучшие игроки мира — гроссмейстеры.
Национальные федерации также могут иметь собственные титулы, действительные только на их национальной территории. Примером могут служить титулы национального мастера и пожизненного мастера США по шахматам.
Соревнования по шахматам
Шахматы — это организованный соревновательный вид спорта, в котором ежегодно проводится множество национальных и международных соревнований. Тысячи событий происходят по всему миру, есть соревнования для игроков всех уровней. Самым престижным соревнованием является чемпионат мира по шахматам, матч между действующим чемпионом мира и претендентом.
гроссмейстеры Магнус Карлсен и Фабиано Каруана играют на чемпионате мира по шахматам 2018 года. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.
Подобно шахматам OTB, в онлайн-шахматах каждый год проводится несколько соревнований. На Chess.com проводятся многочисленные популярные онлайн-мероприятия, такие как Титулованный вторник, Чемпионат по скоростным шахматам и PogChamps.
Соревнования обычно проводятся по круговой системе, на выбывание или по швейцарской системе. Арены также распространены в онлайн-соревнованиях.
Теория и стратегия шахмат
С такой обширной историей и огромной популярностью вполне естественно, что мастера глубоко изучали игру на протяжении веков. Теория шахмат – это совокупность знаний, накопленных за всю историю игры. Обычно он делит игру на три этапа: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
Дебют
Дебютная теория включает в себя несколько первых ходов в игре. Теория гласит, что игроки должны стремиться контролировать центр, развивать свои фигуры до хороших полей и охранять своих королей. Мастера изучали конкретные дебюты с тщательным анализом вариантов и вариантов. Некоторые из наиболее широко используемых дебютов — это сицилианская защита и Руй Лопес, хотя существуют и многие другие, которые пользуются огромной популярностью.
Чтобы узнать больше о вакансиях, ознакомьтесь с нашими статьями, видео и уроками по этой теме. Вы также можете узнать больше о конкретных вакансиях на нашей странице Вакансии или изучить вакансии с помощью нашего Проводника вакансий .
Ознакомьтесь с нашим уроком по основным принципам дебюта.
Миддлшпиль
После дебюта игра переходит в миттельшпиль. Теория миттельшпиля включает в себя стратегические и позиционные концепции, такие как хорошие или плохие слоны, пешечные структуры, маневры фигур, чрезмерная защита, пространство и т. д.
Чтобы узнать больше об миттельшпиле, ознакомьтесь с нашими статьями, видео и уроками по этой теме.
Посмотрите наш урок «Максимально используйте свои фигуры», чтобы улучшить свою игру в миттельшпиле.
Эндшпиль
Эндшпиль начинается, когда большинство фигур покинуло доску. Некоторые авторы считают, что эндшпиль начинается всякий раз, когда игроки обменивают своих ферзей. В любом случае, теория эндшпиля включает в себя такие понятия, как превращение пешек, противостояние, триангуляция, крепости и т. д.
Чтобы узнать больше об эндшпиле, ознакомьтесь с нашими статьями, видео и уроками по этой теме. Вы также можете изучить и попрактиковаться в эндшпиле на наших Эндшпиль стр.
Узнайте больше об эндшпиле из нашего урока «Понимание эндшпиля»!
Тактика
Тактика — это вынужденные ходы, которые игрок делает, чтобы воспользоваться положением для немедленной выгоды, такой как выигрышный материал или мат. Игрок может изучить множество тактических мотивов, чтобы улучшить свою игру, но основными из них являются обнаруженные атаки, булавки, шампуры и вилки.
Чтобы узнать больше о тактике, ознакомьтесь с нашими статьями, видео и уроками по этой теме. Вы также можете практиковать свою тактику, используя наши Пазлы стр.
Начните выигрывать больше игр с нашим уроком «Победа с помощью тактики».
История
Нет точных данных о том, когда именно впервые появились шахматы. Однако историки склонны соглашаться с тем, что шахматы произошли от более ранних индийских настольных игр, вероятно, от чатуранги. Древнеиндийская игра имела две общие черты, присутствующие во всех более поздних вариантах: разная сила каждой фигуры и тот факт, что судьба короля определяет исход игры.
Чатуранга позже превратилась в шатрандж в седьмом веке. Шатрандж распространился на восток, север и запад, приобретая по пути различные характеристики. Достигнув Европы, игра постепенно превратилась в то, что мы знаем сегодня как стандартные шахматы.
Начиная с 1800-х годов популярность шахматных матчей между двумя игроками для определения чемпиона мира росла. Первый официальный чемпион появился в 1886 году, когда Вильгельм Стейниц победил Йоханнеса Цукерторта. ФИДЕ начала организовывать чемпионат мира по шахматам в 1948 году, и титул выиграл гроссмейстер Михаил Ботвинник.
Стейниц стал первым официальным чемпионом мира. Фото: Викимедиа, CC.
С 1948 по 1993 год ФИДЕ продолжала организовывать чемпионат мира по шахматам. Чемпионами того периода, помимо Ботвинника, были гроссмейстеры Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Бобби Фишер, Анатолий Карпов и Гарри Каспаров.
В 1993 году у действующего чемпиона мира Каспарова возникли разногласия с ФИДЕ, и он вместе с гроссмейстером Найджелом Шортом создал еще одну международную шахматную организацию — Профессиональную шахматную ассоциацию (ППШ). С 1993 года было два титула чемпиона мира: один для PCA, а другой для ФИДЕ. Среди чемпионов PCA были Каспаров и гроссмейстер Владимир Крамник. Титул воссоединился в 2006 году, когда Крамник победил чемпиона ФИДЕ гроссмейстера Веселина Топалова.
Крамник стал единым чемпионом мира в 2006 году. Фото: Мария Емельянова/Chess.com.
С этого момента ФИДЕ организовала все соревнования чемпионата мира по шахматам. Среди победителей гроссмейстеры Вишванатан Ананд и действующий чемпион мира Магнус Карлсен.
В 2020 году в мире шахмат произошла грандиозная революция. Онлайн-шахматы выросли до гигантских размеров благодаря пандемии COVID-19 и мини-сериалу Netflix «Ферзевый гамбит ». Шахматы оставили свой след в мире киберспорта, такие события, как PogChamps 3, стали воплощением участия игры в потоковом вещании и создании контента.
Варианты
Варианты шахмат — это игры, созданные на основе стандартной версии шахмат. Эти игры могут во многом отличаться от стандартных шахматных правил, например, с использованием разных досок, фигур, количества игроков и т. д.
Некоторые из самых популярных вариантов включают Bughouse, где два игрока объединяются и играют с другой командой на двух разных досках. Фишки, захваченные одним игроком, партнер может использовать в своей игре.
Другой популярный вариант — шахматы для 4 игроков. Как следует из названия, четыре игрока делят одну и ту же доску, которая расширяется для размещения дополнительных игроков.
Шахматы для 4 игроков — вариант шахмат, в котором четыре игрока играют на одной доске.
Шахматисты и энтузиасты также могут создавать варианты для решения своих предполагаемых проблем со стандартными шахматами. Ярким примером является Chess960, созданная Фишером, чтобы нарушить дебютную подготовку игроков, что, по мнению Фишера, разрушает шахматы.
Вы можете сыграть в многочисленные варианты шахмат на Chess.com и даже создать свою собственную партию на нашей странице Варианты .
Заключение
Теперь вы узнали все, что нужно для игры в шахматы.