Как бьют фигуры в шахматах: Перемещение фигур
Шахматы для начинающих | Блог 4brain
«Поединок между Крабовым и Кальмаровым за “Корону Подводного Шахматного Королевства” вышел на новый этап. После 5 лет сражений, 50 поражений и 140 боевых ничьих Кальмаров смог одержать свою первую победу над Крабовым».
Люди, давно и прочно влюбленные в шахматы, прекрасно поняли, о чем речь. Конечно же, о рекордном по продолжительности и количеству партий поединке между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым за титул чемпиона мира по шахматам, который длился с 9 сентября 1984 года по 15 февраля 1985 года.
Шутка про Крабова-Карпова и Кальмарова-Каспарова стала ответом за затянувшееся «выяснение чемпионских отношений». Сегодня эту шутку с трудом помнит даже поисковый сервис Google, упорно выдавая по запросу «поединок между Крабовым и Кальмаровым» рецепты салатов из крабов и кальмаров, и лишь на второй странице выдачи «согласившись», что такой юмор имел место быть [Т. Сулханишвили, 2010].
Немножко лучше «память» у «Яндекса». Он до сих пор помнит новость из «Спортивного оборзения», что «522-я партия на первенство мира между гроссмейстерами Крабовым и Кальмаровым отложена в связи с туманом, который образовался в головах обоих участников» [К. Мелихан, 1985].
Те, кто прошел наши программы «Лучшие техники самообразования» и «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», помнят даже то, что забыли Google и «Яндекс». А еще творческий подход и хорошую память можно развить, обучаясь играть в шахматы.
Итак, наша сегодняшняя тема – игра в шахматы для начинающих: детей, взрослых, мужчин, женщин и всех, кого может заинтересовать эта замечательная игра.
Правила игры в шахматы для начинающих
Что нужно для того, чтобы положить начало в шахматах? Как и в любой другой игре, нужно изучить правила. Итак, шахматы – это настольная игра, для которой нужна шахматная доска на 64 клетки (32 белых и 32 черных) и два комплекта по 16 шахматных фигур, так же черного и белого цвета.
Соответственно, за одной шахматной доской сражаются два соперника: один играет черными фигурами, второй – белыми. До начала «сражения» фигуры расставляются в определенном порядке.
Шахматные фигуры и шахматная нотация
Для того, чтобы было проще ориентироваться, шахматная доска размечена по горизонтали цифрами от 1 до 8 и по вертикали латинскими буквами от А до Н. Это как раз 8 букв латинского алфавита, а 8 х 8 = 64 клетки или поля. За белыми фигурами «закреплены» линии 1 и 2, за черными – линии 7 и 8.
Уточним понятия «по вертикали» и «по горизонтали». Разумеется, на столе шахматная доска стоит горизонтально. Однако есть настенный вариант доски, и вот там понятия «по вертикали» и «по горизонтали» обретают наглядность:
Теперь о фигурах. Самая главная фигура – это Король. Его легко отличить по специфической «острой» короне на верхушке фигуры:
Целью игры является захватить «в плен» самую главную фигуру, т.е. Короля. Это называется «поставить мат».
Самые бдительные читатели, пока не знакомые с шахматами, уже заметили, что на картинке всего по 6 фигур каждого цвета, а мы писали про комплект из 16 фигур. Тут все просто, потому что некоторые фигуры дублируются, а некоторые нет.
Итак, что входит в комплект:
- 1 Король.
- 1 Ферзь.
- 2 Ладьи.
- 2 Слона.
- 2 Коня.
- 8 Пешек.
Перед стартом игры фигуры расставляются симметрично:
- Король находится возле буквы Е (белый – Е1, черный – Е8).
- Ферзь находится возле буквы D (белый – D1, черный – D8).
- Фигуры Слонов стоят по бокам от Короля и Ферзя (белые – C1, F1, черные – C8, F8).
- Фигуры Коней стоят рядом со Слонами (белые – B1, G1, черные – B8, G8).
- Фигуры Ладьи стоят по углам доски (белые – А1, Н1, черные – А8, Н8).
- Пешки занимают весь ряд (2 ряд – белые, 7 ряд – черные).
Как видите, запомнить несложно. Иногда новички путают визуально похожие фигурки Короля и Ферзя. Различить тоже очень легко: у Короля «острая» корона, у Ферзя округлая верхушка. Если попадется доска без буквенно-цифровой разметки, помните, что Ферзь в стартовой позиции должен находиться на клеточке «своего» цвета. Таким образом, белый Ферзь стоит на белой клетке, а черный Ферзь, соответственно, на черной.
Иногда можно слышать, как Ферзя называют Королевой, намекая на его вторую роль после Короля. Это, скорее, художественный образ, чем верное наименование. Хотя насчет второй по значимости после Короля фигуры – чистая правда.
Уточним, что обозначения Е1, Е8, D1, D8 и прочие – это номера клеток или шахматных полей, которые образуются из пересечений горизонтальных и вертикальных линий. Такое обозначение расположения фигур называется словосочетанием «шахматная нотация»:
Все ходы шахматной партии записываются в соответствии с нотацией, т.е. сначала стартовая позиция фигуры перед ходом, потом финишная позиция, когда ход сделан. Для удобства записи почти все шахматные фигуры имеют свои обозначения:
- Кр – Король.
- Ф – Ферзь.
- Л – Ладья.
- С – Слон.
- К – Конь.
Пешка буквенного обозначения не имеет, поэтому фиксируется только собственно движение: Е2-Е4.
Для тех, кто предпочитает «один раз увидеть, чем сто раз прочитать», можем порекомендовать видеоурок №1, где кандидат в мастера спорта и тренер по шахматам Сергей Алексеев объясняет базовые правила шахмат для начинающих, в том числе расстановку фигур и шахматную нотацию:
Теперь пора понять, как играть в шахматы – для начинающих важно разобраться, что такое шахматный ход и как может ходить каждая из фигур.
Ход шахматной фигуры
Ход фигуры в шахматах – это перемещение по шахматной доске с одной клетки на другую. Первый ход делают белые фигуры, затем черные и далее по очереди: белые-черные, белые-черные, белые-черные до тех пор, пока кто-то из них не выиграет.
Победе предшествует множество перемещений и «взятий» фигур. «Взятие» – это когда одна фигура может «срубить» или «съесть» фигуру соперника и встать на его клеточку или поле. Итак, как могут ходить и что могут взять те или иные фигуры?
Пешка движется только вперед, т.е. по вертикали. Первый ход можно сделать как на одно поле вперед, так и на два поля вперед. Далее движение возможно только на одну клетку вперед:
«Бьет» или «берет» другие фигуры пешка только по диагонали на одну клетку, будучи единственной фигурой, у которой «ходить» и «бить» – это разные направления:
Если пешка доходит до последней «линии обороны» соперника и занимает там какую-либо клетку, она «превращается» в ту фигуру, место которой заняла. Единственная фигура, которую не может таким способом «заменить» пешка, – это Король.
Кроме того, для Пешки существует такое правило, как «взятие на проходе». Это значит, что, если «битое», т.е. ранее пройденное Пешкой поле находится в «зоне действия» Пешки противника, эта «вражеская» Пешка может не только занять ранее «битое» поле, но и «съесть» Пешку, ушедшую вперед:
Конь ходит и «бьет» условной буквой «Г». Почему условной? Потому, что Конь перемещается на два поля вперед и на одно поле в любую сторону. Буковку «Г» мы пишем строго определенным образом, а вот вариаций хода Конем гораздо больше:
Кстати, шахматный Конь, как и обычная лошадь в жизни, может перепрыгивать препятствия. В нашем шахматном случае подразумевается, что Конь может перепрыгнуть фигуры, свои и чужие, стоящие на клетках, через которые проходит условная буква «Г».
Слон ходит и «бьет» по диагонали на любое расстояние, однако перепрыгивать фигуры не может, причем ни свои, ни чужие. Чужую фигуру, которая стоит на пути Слона, можно только «взять» или «побить»:
Ладья ходит и «бьет» по прямой вправо, влево, вперед (вверх) и назад (вниз). Перепрыгивать свои и чужие фигуры Ладья не может, а может только «взять» фигуру оппонента, которая стоит у нее на пути:
Ферзь может ходить и «бить» во все стороны, но не может перепрыгивать фигуры. Таким образом, Ферзь обладает в сумме всеми опциями, свойственными Коню и Слону:
И, наконец, самая главная фигура в шахматах – Король. Он может ходить и «бить» во все стороны, как и Ферзь, но лишь на одну клетку:
Итак, мы разобрались, как ходят и «бьют» все шахматные фигуры. Для тех, кто предпочитает живое объяснение, можем порекомендовать видеоуроки Сергея Алексеева, где он объясняет игру шахматы для начинающих бесплатно. Урок №2 посвящен тому, как ходит Ладья:
Про Коня и Пешку вы узнаете из урока №4, в котором наглядно продемонстрировано правило «взятия на проходе». Кроме того, в уроке продемонстрировано «превращение» Пешки в различные фигуры, о чем мы упомянули в начале объяснения:
youtube.com/embed/QaUYr8vIoSI» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Урок №5 посвящен главной фигуре любой шахматной партии – Королю, а также подробно объясняется, что такое шах и мат. Если вкратце, шах – это когда Король оказывается под угрозой «захвата», а мат – это когда Король уже не может избежать «захвата».
Всего есть три варианта защиты от попытки «захвата» Короля:
- Король может уйти от «нападения».
- Король может «взять» угрожающую ему фигуру противника.
- Короля можно «закрыть» какой-либо другой фигурой.
Если конфигурация на шахматной доске не позволяет реализовать ни один из трех вариантов – это мат. Под «не позволяет реализовать» подразумевается, что, ни одна фигура не может прийти к нему на помощь, а если Король уйдет от нападения или съест угрожающую фигуру, он окажется под ударом какой-либо фигуры соперника.
Способов помощи может быть достаточно много в зависимости от положения фигур на доске. Одним из популярных считается рокировка, когда Король перепрыгивает через одно поле вправо или влево, а Ладья встает на соседнее с ним поле. Рокировка засчитывается как один ход, хотя местоположение меняют сразу две фигуры: Король и Ладья. У рокировки есть свои правила:
- Король и Ладья не сделали ни одного хода.
- Между этими фигурами нет других фигур.
- Клетка, через которую перепрыгивает Король, не находится под ударом фигур соперника.
- Королю не объявлен шах.
Различают «длинную» и «короткую» рокировку в зависимости от того, в какую сторону и с какой Ладьей рокируется Король. Как вы помните, исходная позиция Короля – Е1 у белых и Е8 у черных, а Ладьи стоят по краям доски в 3 или 4 клеточках от Короля.
Короткая рокировка – это рокировка с Ладьей на Н1и Н8:
Длинная рокировка – это рокировка с Ладьей на А1 и А8:
Рокировку можно сделать один раз в течение партии. Наглядно рокировки рассматриваются в уроке №7, который подготовил для своих подписчиков Сергей Алексеев:
Таким образом, мы разобрались, как ходят фигуры и в каких случаях они могут прийти к шаху и мату. А вот как быть с ничьей?
Ничья в шахматах
Ничья в шахматах – это отдельная тема. Не сказать, что она очень актуальна для новичков, потому что начинающие обычно проигрывают все партии подряд, когда садятся играть с компьютером или соперником хоть чуть сильнее.
Партии между начинающими особого смысла не имеют, потому что новички сначала сильно путаются, куда и как могут ходить различные шахматные фигуры. По этой причине новичкам лучше играть либо с онлайн-программой, когда за соблюдением правил игры следит специальный алгоритм, либо с соперником, имеющим некоторый опыт в шахматах и четко запомнившим правила перемещения фигур.
Тем не менее, нужно всегда думать о будущем, и со временем вы обязательно станете тем самым игроком, который имеет некоторый опыт и может свести вничью шахматную партию, если перспективы выигрыша пока нет.
Итак, в каких же случаях возможна шахматная ничья? Например, когда на доске остались только Короли, белый и черный. Это потому, что Король даже теоретически не может «напасть» на другого Короля, потому что в этот момент сам окажется под угрозой «захвата». Таким образом, мат поставить не может ни один из соперников, и поэтому партия завершается вничью.
Бывают и другие случаи, когда фигур на доске несколько, но ни одна из комбинаций не позволяет поставить мат кому-либо. Например, когда у каждого из соперников остается Король и Слон, Король и Ладья, Король и Ферзь. И даже если у одного из противников остается пара фигур против «одинокого» Короля, часто складывается ситуация, что эти фигуры постоянно ставят шах, а Король постоянно уходит от шаха на другую позицию.
Ситуация «закольцовывается», и такие переходы могут длиться бесконечно. Если позиция на доске повторяется троекратно и никто из соперников не собирается менять тактику и «подставляться» под удар, такую партию сводят к ничьей. И даже если позиция на доске меняется, однако все равно получается «вечный шах» без перспективы поставить мат – это основание, чтобы считать партию законченной вничью.
Бывает и ситуация, которая в шахматах называется патовой. Это когда у соперника есть право сделать ход, но технически он не может его сделать, хотя ни шаха, ни мата в партии нет. Вариантов пата потенциально достаточно много, вы можете посмотреть наиболее наглядные примеры пата для черных:
Есть и еще один повод для ничьей. Это 50 ходов без «взятия» фигур и без перемещения Пешек соперников. Как вы помните, шахматная нотация позволяет фиксировать все ходы, а онлайн-программы игры в шахматы фиксируют все ходы автоматически. Подсчет ходов без взятия фигур и без движения Пешек тоже ведется автоматически.
Подробнее о вариантах ничьей с наглядными примерами рассказывает Сергей Алексеев в уроке №6:
youtube.com/embed/v9OCR_Pf70U» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Теперь подытожим 5 основных случаев, когда шахматная партия заканчивается вничью:
- На доске осталось два Короля.
- Позиция на доске повторилась три раза подряд.
- «Вечный шах».
- Патовая ситуация.
- 50 ходов без «взятия» фигур и без перемещения Пешек.
На самом деле. Перемещение и «взятие» фигур соперника – это гораздо более обширная тема, чем просто понимание, куда можно ходить и «бить», а куда нельзя. В шахматах есть еще такое понятие, как ценность фигур.
Ценность шахматных фигур
Мы уже знаем, что самой ценной фигурой на доске является Король. Если вы потеряли Короля, вы проиграли, и партия на этом завершается. Как измерять ценность остальных фигур и зачем это нужно?
Затем, что, продвигаясь в «тыл» соперника и «забирая» его фигуры, вы ставите под удар и свои фигуры. Задача игрока состоит в том, чтобы «захватить» как можно больше ценных фигур соперника, не рискуя своими ценными фигурами и жертвуя, если это необходимо, только малоценными.
Как измерять ценность фигур в шахматах? Одинаковые фигуры противников равны по ценности, т.е. белый Ферзь равен черному Ферзю, белый Конь равен черному Коню и т.д. Как сопоставлять разные фигуры?
За единицу измерения принято брать Пешку. Само собой, что одна черная Пешка равна по ценности одной белой Пешке, а вот дальше начинается самое интересное. Различают так называемые «легкие» и «тяжелые» фигуры. К «легким» фигурам условно относят Коня и Слона. Их ценность условно составляет три Пешки.
К «тяжелым» фигурам относится Ферзь и Ладья. Ценность Ладьи условно равна пяти Пешкам, ценность Ферзя – десяти Пешкам. Почему мы везде употребляем слово «условно»? Потому что очень многое будет зависеть от конкретной конфигурации фигур в партии.
Гипотетически, «легкая» фигура Конь может иметь большую ценность в конкретной партии, чем Ладья, если Конь занял намного более выгодное положение, а Ладья оказалась «запертой» и не способной использовать свои преимущества. Тем не менее, общие ориентиры в плане ценности фигур могут очень выручить в игре в шахматы для начинающих.
Как минимум, вы будете понимать, что вам следует беречь Короля и Ферзя в первую очередь, а видя возможность «взять» Пешку соперника, сначала оценить, не поставите ли вы под удар своего Коня или Слона так, что размен получится неравноценным. Больше наглядности в видеоуроке №8, который посвящен ценности шахматных фигур:
Тема ценности шахматных фигур напрямую связана с тем, как лучше начать партию. Этот вопрос актуален для новичков. На самом деле, классический ход Е2-Е4 потому и стал классическим, что полностью отражает суть оптимальной стратегии. Первыми должны «выдвигаться» легкие фигуры, а игрок должен стремиться взять под контроль центр доски.
Далее нужно обязательно защитить «тяжелые» фигуры. Короля нужно рокировать с Ладьей, как только «легкие» фигуры ушил вперед и Король остался без такой надежной защиты, как в начале партии. По этой же причине следует как можно дольше держать на стартовой позиции крайние Пешки. И не стоит слишком рано вводить в игру Ферзя, чтобы лишний раз не рисковать такой ценной фигурой.
Итак, шахматы для начинающих – обучение вы вкратце прошли. Теперь самое время опробовать полученные знания на практике. Даже если у вас нет соперника, можно в шахматы играть с компьютером: начинающие могут делать это совершенно бесплатно!
Шахматы бесплатно: начинающий набирает опыт!
Где же можно потренироваться и, что называется, «набить руку», применяя полученные знания на практике и получая советы и подсказки по поводу совершенствования собственной игры? Предлагаем обзор сервисов, где можно сыграть в шахматы с компьютером для начинающих бесплатно.
Сервис Chess.com
Сервис Chess.com имеет русскоязычный интерфейс и предлагает варианты игры как с компьютерным ботом, так и с шахматистом вашего уровня. Для тех, кто зарегистрируется, возможностей больше. Но, в принципе, для того чтобы в шахматы начинающим играть бесплатно, регистрация необязательна:
Если вы не доиграете партию и вернетесь к ней позже, система предложит начать с того хода, на котором вы остановились.
Сервис Xchess.com
Сервис Xchess.com имеет самый простой интерфейс и набор жизненно необходимых для начинающих шахматистов кнопок: «Вернуть ход», «Ход вперед» и «Новая игра»:
Опция «Вернуть ход» нужна, если вы передумали и хотите сделать другой ход. Система возвращает и ваш ход, и ответный ход вашего соперника – шахматного бота. Сколько раз нажмете кнопку – столько ходов вернет назад система. Кнопка «Ход вперед» позволяет отменить действие кнопки «Вернуть ход», опять же на любое количество ранее сделанных ходов.
Сервис Chess-Samara
Весьма интересен сервис Chess-Samara Тут масса настроек: от выбора цвета фигур и уровня сложности до возможности разыграть выбранный дебют, когда вы поднатореете в шахматах. Для этого нужно ввести название или ЕСО-код дебюта. Система тут же даст вам полное название и нотацию дебюта, который вы можете разыграть:
Так что данный сервис стоит запомнить, если вы намерены расти в шахматах, не ограничиваясь уровнем новичка.
Сервис ChessDay
Сервис ChessDay тоже дает перспективу роста. Тут есть 10 уровней сложности. Обратите внимание, что предустановлен уровень 4, поэтому начинающим следует переключиться на уровень 1:
К слову, сервис не просто так называется ChessDay. Название символизирует ваш тренд развития: если вы будете тренироваться каждый день, вы с каждым днем будете играть все лучше и лучше.
Сервис ChessOk
Сервис ChessOk сразу предлагает вам предустановленный начальный уровень, а еще литературу по шахматам, шахматные новости, краткие биографии чемпионов мира по шахматам и много другой полезной информации:
Впрочем, как истинный новичок, вы всегда можете вернуть ход или несколько ходов назад или же отменить свое действие, если решили, что лучше все равно пока не сыграете.
Разумеется, сервисов, где предлагается в шахматы начинающим играть бесплатно, гораздо больше. Мы показали только самые популярные. Подытожим и перечислим их еще раз:
- Сервис Chess. com.
- Сервис Xchess.com.
- Сервис Chess-Samara.
- Сервис ChessDay.
- Сервис ChessOk.
Итак, вы получили базовые знания, как играть в шахматы для начинающих. Тем, кто хочет больше подробностей, можно порекомендовать курс из 10 уроков для начинающих, изложенный в традиционном письменном формате с картинками на Megachess [megachess, 2021].
Вы научитесь учиться гораздо лучше, если пройдете наши программы «Лучшие техники самообразования» и «ТРИЗ на практике». Мы желаем вам успехов в освоении любых нужных вам знаний и просим ответить на вопрос по теме статьи:
Ключевые слова:1LLL, 1Цели
Как ходит король в шахматах
Главная \ Статьи \ Список статей по теме ШАХМАТЫ \ Король в шахматах
Что означает король в шахматах
Любой, даже начинающий, шахматист знает: цель всей игры – защитить короля. Невозможно научиться играть в шахматы, если игрок будет постоянно забывать о главной фигуре на доске. Насколько важен король в шахматах, может ли он защищаться или является самой пассивной фигурой?
1. Где стоит король в шахматах
Королем пренебрегать недопустимо. Он – главная на доске фигура, и его защите служат все остальные. Сама цель игры заключается в том, что каждый из игроков стремится поставить мат королю противника. Соответственно, и внимание королю уделяется самое серьезное.
Место расположения шахматного короля – традиционно в центре. Если вы играете черными фигурами, ставьте своего короля на клетку Е8. Белые же фигуры имеют начальную позицию своего короля на клетке Е1. Со всех сторон он окружен фигурами рангом поменьше, а передний ряд плотно занят пешками. Здесь же скрывается и ответ на вопрос о том, как бьет король в шахматах. Бьет он все фигуры, находящиеся в зоне его поражения, – то есть, те, которые находятся на соседних клетках.
2. Как ходит король в шахматах
Несмотря на то, что король – важнейшая фигура, он вынужден, по сути, топтаться на месте. Передвижение этой фигуры крайне ограничено. Король в шахматах ходит только на одну клетку, зато способен делать это во все стороны. Если у других фигур есть свои правила шагов (к примеру, слон ходит исключительно по диагонали, а ладья – по горизонтали и вертикали), то король может и пренебречь такими условностями.
Впрочем, существует специальный ход, который позволяет королю покрыть сразу внушительное расстояние. Ход этот – рокировка. К нему прибегают в исключительных случаях, на протяжении партии каждый игрок имеет право всего на одну рокировку. Если вам необходимо срочно защитить короля, а другими способами сделать это невозможно, тогда на помощь главной фигуре приходит ладья. Ее и короля меняют местами, укрыв шахматного правителя пешками либо добившись выгодной позиции для дальнейшей игры.
Есть и ограничения на осуществление рокировки. Так, данный ход возможен лишь в том случае, если ладья, идущая под рокировку, до этого момента еще ни разу не была задействована в игре.
3. Что делать, если остался один король в шахматах
У шахматистов есть поговорка, согласно которой, один король на шахматной доске воином не является. Если вы растранжирили все свои фигуры, и остались вдвоем с королем против нескольких фигур противника, то, вероятнее всего, дело кончится матом. Но если сумеете три раза подряд повторить свои позиции, то сможете рассчитывать на ничью.
Будет интересно:
- Какие качества развивают шахматы
- Пешка в шахматах основные особенности и характеристики
- В какой стране изобрели шахматы?
Как выиграть в шахматы
|
104
|
Для начинающих
Как выиграть в шахматы?
Цель игры в шахматы — поставить мат противнику .
Мат происходит, когда король подвергается нападению другой фигуры и не имеет возможности спастись. В этот момент игра окончена. Но мат не бывает без подготовки.
Чтобы выиграть в шахматы, вам нужно сделать шесть вещей:
- Делать хорошие начальные ходы
- Не раздавайте детали бесплатно
- Расставить фигуры
- Координация атаки на короля
- Следи за безопасностью собственного короля
- Всегда будь хорошим спортсменом
1. Делайте хорошие начальные ходы
Целью ваших первых ходов в шахматах является установление контроля над доской. Самая важная часть доски – центр. Если вы сможете контролировать центр своими фигурами и пешками, вы сможете диктовать направление игры. В позиции ниже две пешки белых прекрасно контролируют центр доски, а пешки черных не имеют никакого влияния.
2. Не раздавайте фигуры бесплатно
Обмен фигурами — нормальная часть игры в шахматы, но вы должны обмениваться только фигурами равной стоимости. Многие игроки проигрывают, потому что просто даром отдают свои фигуры и пешки. С другой стороны, вы должны захватить весь материал, который ваш противник дает вам бесплатно (но следите за ловушками ).
3. Расставьте фигуры
Прежде чем добраться до короля, вам нужно расставить фигуры для атаки. Это означает, что вам понадобятся активные шахматные фигуры, у которых есть много вариантов.
Пешки контролируют поля. Рыцари любят быть в центре. Слоны любят стоять на длинных диагоналях. Ладьи любят строиться в центре или на открытых линиях. Ваша королева должна быть готова к действию.
4. Координация атаки на короля
Обычно вы не можете поставить мат королю одной фигурой. Обычно для того, чтобы поставить мат, требуется, чтобы многие фигуры работали вместе. Часто вам понадобится фигура, чтобы проверить короля, и по крайней мере одна фигура, защищающая фигуру, чтобы король не мог ее взять. А иногда нужно еще больше фигур, чтобы пожертвовать и сломать оборону противника.
5. Следите за безопасностью собственного короля
Иногда игроки настолько сосредотачиваются на короле противника, что забывают следить за своим. Помните, что другой игрок тоже играет и тоже будет атаковать вашего короля. Обязательно смотрите на угрозы, создаваемые каждым ходом вашего противника. Один из лучших способов обезопасить своего короля — поместить его за несколькими защитными пешками. В приведенной ниже позиции белый король находится в безопасности, в то время как черный легко подвергается атаке.
6. Всегда будь хорошим спортсменом
Независимо от выигрыша или поражения, всегда поздравляйте или благодарите соперника за игру. Как победа, так и поражение являются частью игры. Даже лучшие игроки в мире часто проигрывают.
Так что будьте любезны и добры, когда все закончится, а затем найдите время, чтобы подумать о том, что вы могли бы сделать лучше в следующий раз.
Чтобы узнать больше о том, как побеждать в шахматы, присоединяйтесь к Chess.com. Это бесплатно и просто, так чего же вы ждете?
Зарегистрируйтесь — это бесплатно!
Как побеждать в шахматы — как профессионал!
Краткий обзор:
- В шахматах нет верного способа выиграть, но есть несколько быстрых матов, которые могут дать вам победу в несколько ходов.
- Чтобы выиграть в шахматы, лучше всего играть принципиальные основы.
- Стратегия и тактика очень важны. Мы рассмотрим, что означают эти термины и как они могут меняться в зависимости от контроля времени, с которым вы играете.
- В этой статье предполагается, что вы знаете правила игры в шахматы. Если нет, ознакомьтесь с нашим Полным руководством по игре в шахматы .
- Шахматные ходы описываются здесь с использованием алгебраических обозначений. Если вы не знаете, что это такое, ознакомьтесь с Chessable Шахматная нотация для начинающих .
Многие начинающие шахматисты часто начинают с того, что задаются вопросом, как они могут быстро поставить мат своему противнику. Многие люди начинают небрежно играть против членов своей семьи и ищут эту первую победу. Может, у твоего деда каждый праздник непобежденный рекорд против тебя. Может быть, вы хотите победить свою сестру, которая является капитаном шахматного клуба в школе, или, может быть, у вас горячее соперничество со своим лучшим другом, который всегда побеждает.
Не хотелось бы вам об этом говорить, но «легкого способа выиграть в шахматы» не существует; по крайней мере, не большую часть времени. Если бы были, то эта игра не просуществовала бы столько веков.
Тем не менее, есть несколько ловушек и быстрых матов, которым подвержены новички. Но если вы хотите научиться играть как профессионалы, вам нужно немного улучшить свою игру. Читайте вперед, чтобы узнать ваши лучшие шансы.
Простые способы выиграть в шахматы
В этом разделе мы рассмотрим самые простые способы выиграть, т. е. поставить мат. Имейте в виду, что шахматы — сложная игра, и чтобы овладеть ею, потребуются многие годы практики. Многие люди играют всю свою жизнь, так и не приблизившись к совершенству игры.
Правила игры в шахматы, т. е. как ходят фигуры, а что нет, на самом деле довольно просты. Гораздо сложнее понять динамику того, что делает ход выигрышным.
В отличие от других игр, в шахматах не бывает удачи. Оба игрока обладают так называемой «идеальной информацией», т.е. никакая информация не скрыта от вашего оппонента, как это происходит, скажем, в покере.
Поэтому не так-то просто составить список простых способов выиграть в шахматы. Однако, если вы новичок, вы можете обнаружить, что есть некоторые приемы, которые помогут вам легко выигрывать игры.
Можно поставить мат всего за несколько ходов. Будет ли это легко, зависит от уровня мастерства вашего противника. Любой игрок выше уровня новичка сможет помешать вашим попыткам легкой победы, и вы можете быть наказаны за такую попытку.
Могу ли я выиграть в один ход?
Ну, короткий ответ (и длинный ответ в этом отношении) — нет, вы не можете выиграть за один ход. Если бы вы могли, это сделало бы игру довольно скучной, не так ли? Единственный способ выиграть за один ход — это если ваш оппонент немедленно сдастся (сценарий довольно сложный для воображения), или вы играете в турнире, а ваш оппонент не появляется.
Если вы случайный игрок в сети, вам следует подумать об участии в шахматном турнире с личным участием. Это очень обогащающий опыт.
Как проходят шахматные турниры
Могу ли я выиграть в два хода?
Да! На самом деле вы можете поставить мат противнику всего за два хода, если вы играете черными! Это наименьшее количество ходов, необходимых для постановки мата. Встречается крайне редко и возникает только после серьезной ошибки белых фигур. Помощник называется Fool’s Mate и возникает, если белые толкают свою пешку «f» на одно или два поля на первом ходу (когда-нибудь слышали, чтобы Бен Финголд говорил «никогда не играть f3»?), черные играют 1. ..e6 или 1…e5 (освобождая диагональ для своего ферзя). ) 2.g4 Фh5#.
1.f3 (или f4)
e6(или e5)
2.g4 Qh5#
Обратите внимание, что порядок ходов пешек f и g можно поменять местами.
Та же схема мата может случиться и для белых, но поскольку необходим дополнительный ход, это мат в три хода, т.е. 1.e4 g5 2.d3 f6 3.Qh5#.
Мат ученого/мат в четыре хода
Мат в два или три хода будет трудно поставить, потому что он зависит от того, что ваш противник дарит вам игру, делая худшие возможные ходы. Однако, если вы играете против случайного игрока или новичка, вы можете обманом заставить его влюбиться в помощника ученого.
Мат ученого — это мат из четырех ходов, возникающий после следующих ходов (или подобных).
1.e4 e5 2.Qh5 Nc6 3.Bc4 Nf6?? 4.Фxf7#
И мат!! Здесь черные допустили грубую ошибку: 3… Nf6 , но, в отличие от двухходового мата, этот ход выглядит естественным. Чтобы сорвать такую атаку, черным следовало сыграть 3…g6, чтобы контратаковать ферзя и не дать ему поразить уязвимое поле f7.
Если вам интересно узнать больше о помощнике ученого, о том, как его доставить и как защититься от него, ознакомьтесь с нашей статьей об этом.
Вот несколько примеров матов, которые вы должны знать. Два или три товарища по ходу и помощник ученого никогда не встречаются на высшем уровне или даже выше базового начального уровня. Попытки их использования на самом деле нарушают дебютные принципы шахмат (об этом мы сейчас и поговорим). Поэтому, если вы играете против кого-то выше уровня новичка, вам нужно знать, как развивать свою игру, чтобы играть как профессионал.
Лучшие способы выиграть в шахматы
Лучшие способы выиграть в шахматы не даются легко. Как мы заметили на примере быстрых матов, вы часто подвергаете себя риску, пробуя такие ходы. Попытки открыть ловушки и элементарные маты на более продвинутых игроках могут быть даже лучшим способом быстро проиграть, а не выиграть. Игроки, которые знают, что делают, могут опровергнуть ваши попытки надуть их, и тогда часто у них на руках все карты.
О тренировках в шахматах можно думать так же, как о тренировках в любом другом виде спорта. Конечно, вам не нужно физически готовиться, как в других видах спорта, но подготовка имеет решающее значение.
Представьте, что вы хотите пробежать марафон. Нет простого способа выиграть марафон. Вы должны тренироваться. Хотя лучшим способом выиграть в шахматы может быть «поставить мат», это гораздо сложнее. Конечно, лучший совет для тех, кто хочет участвовать в марафоне, — это «бегать», но просто бег в одиночку вряд ли поможет вам достичь марафонской формы, и уж точно не для того, чтобы выиграть марафон!
Итак, если вы хотите узнать, как лучше всего побеждать в шахматы, знайте, что для этого нужно знать принципы и тренировать их. Давайте посмотрим, с чего начать.
Принципы открытия
Важно правильно встать и не ставить себя в плохое положение с самого начала. Давайте поговорим о том, что вы должны делать первые несколько ходов в шахматной партии, чтобы повысить свои шансы на победу.
Контролируйте центр
Это четыре клетки, которые вы должны попытаться контролировать с первого хода.
В шахматах сражение начинается в центре доски. Средние четыре квадрата (как показано выше) — это то, что вы должны стремиться контролировать при первом ходе. Причина того, что эти квадраты так важны, заключается в том, что фигуры имеют большой диапазон движения; они служат своего рода стартовой площадкой для атаки. Кроме того, у вас больше контроля над обеими сторонами доски. Вы можете видеть, что d4 и d5 находятся в центре левой стороны доски, а e4 и e5 — в центре справа.
По этой причине двумя лучшими вариантами на первом ходу являются 1.e4 (дебют королевской пешки) и 1.d4 (дебют ферзевой пешки). 1.e4 немного более популярен и, как говорят, лучше обучает основам тактики, в то время как 1.d4 считается более «позиционным» по своей природе. По этой причине новичкам рекомендуется начинать с 1.e4.
Если вы играете черными, то вашим ответом должно быть 1…e5 или 1…d5 (в зависимости от того, играет ли ваш противник 1.e4 или 1.d5, вы должны ответить симметричным ходом). Причина та же, что и при игре 1.e4, вы боретесь за прямой контроль над центром.
Если вы смотрели самые распространенные дебюты или, возможно, партии профессионалов, вы, вероятно, заметили, что 1…c5 (Сицилианская защита) популярен среди лучших игроков.
Хотя это и правда, новичкам обычно советуют придерживаться 1…e5 против 1.e4. Это потому, что он учит вас основам дебютной игры и контроля над центром лучше, чем 1…c5. Вы заметите, что 1…c5 не контролирует и не занимает столько центральных полей, как 1…e5. 1…e5 дает игрокам более свободное развитие, и его идеи легче понять. По ходу игры вы узнаете, что есть исключения из правил, но в начале вы должны придерживаться основ.
Идеи, лежащие в основе 1…c5, более абстрактны, чем в случае 1…e5, и их труднее понять новичку. Очень важно знать почему вы делаете ход. Чем больше оправданий вы можете привести для своего хода, тем лучше он, вероятно, будет. Не делайте ход только потому, что его делают профессионалы или потому что он выглядит круто, делайте его, потому что вы думаете, что он даст вам больше шансов на победу!
1.c4 1.Nf3 также являются популярными первыми ходами, но здесь применимо то, что мы только что сказали о сицилиане; их лучше приберечь на потом в вашем шахматном прогрессе. Опять же, в них нет ничего плохого, но выигрышные стратегии легче освоить с 1.e4 или 1.d4.
Развивайте свои фигуры
Теперь, когда вы сделали свой первый ход, вам нужно ввести свои фигуры в действие. Это называется развитием. Когда вы делаете это, рекомендуется делать это с как можно большим количеством целей. Если можете, развивайтесь с атакой, так и делайте. Это даст вам преимущество во времени, т. е. заставит вашего оппонента отреагировать на угрозу, которую нельзя будет игнорировать (без материальных потерь или мата, таким образом, потратив темп или время).
1.e4 e5 2.Nf3
Здесь белые вводят в действие фигуру. При этом они атакуют пешку e черных. Черные не могут игнорировать эту угрозу, не понеся материальных потерь. Таким образом, белые добились своих целей, навязав черным свои планы!
Черные теперь должны защищать атакованную пешку «е». Самый распространенный способ сделать это — 2…Nc6. Почему? Что ж, он служит нескольким целям: развивает фигуру, вводя в действие коня на ферзевом фланге, что имеет эффект домино, контролируя центр, и защищает пешку е5.
Это не единственный ход для развития фигуры и одновременной защиты пешки е (то же самое делает 2…d6, освобождая диагональ слона на ферзевом фланге), но это, пожалуй, самый разумный способ сделать это. Не думайте, что это просто совет для новичков, эти два движения по-прежнему чрезвычайно популярны на всех уровнях, даже на уровне супергроссмейстера, так что вы подражаете профессионалам, играя так!
Продолжить разработку
Вам следует продолжить разработку своих второстепенных произведений. Легкие фигуры означают ваших коней и слонов. Это контрастирует с основными фигурами, то есть с ферзем и ладьями.
Помните, я сказал, что попытка использовать помощника ученого нарушает принципы дебюта? Ну, это потому, что королева была развита слишком рано. Королеву не следует развивать так быстро, потому что она может стать легкой мишенью и даже попасть в ловушку. Кроме того, основные фигуры развиваются в последнюю очередь, потому что они более эффективны на более позднем этапе игры, когда фигуры были обменены и на их пути не так много препятствий.
Как и где вы решите развиваться — дело вкуса и выбора открытия. Тем не менее, вы должны выбрать открытие, которое развивается по направлению к центру к активным клеткам. Здравый смысл гласит, что коней следует развивать раньше слонов, но вряд ли это твердое правило.
Приготовьтесь играть как профессионалы, выбрав дебют из нашего списка 10 шахматных дебютов для начинающих.
Другим ключевым моментом в развитии является защита вашего короля, и лучший способ сделать это — рокировать. Рокировка часто, хотя и не всегда, является последней стадией развития, прежде чем мы перейдем к миттельшпилю и начнем обдумывать план.
После рокировки мы должны теперь соединить наши ладьи, что означает отсутствие между ними фигур на последней горизонтали.
Как должно выглядеть идеальное развитие. Две пешки в центре, слоны активно нацелены на уязвимые поля, такие как поле f7), кони с максимальным диапазоном движения и основные фигуры смотрят в центр, где все может открыться.
Если вы сделаете все вышеперечисленное, вы, вероятно, пойдете очень далеко и выиграете много игр. Вам также не нужно изучать линии теории.
Вы, наверное, заметили, что лучшие игроки часто нарушают или прямо нарушают эти правила, например, они не рокируются. Вы все равно должны следовать этим принципам, пока не поймете, когда их следует нарушать. Знайте, что каждый выдающийся шахматист когда-либо начинал с них. И если вы собираетесь нарушать правила или разыгрывать сложные дебюты, просто убедитесь, что вы понимаете 9 правил. 0108 почему за ходом, и как может ответить ваш противник.
О чем гроссмейстеры спрашивают себя перед тем, как сделать ход
Ниже приведен своего рода мысленный контрольный список, который вы должны составить перед тем, как сделать ход. Гроссмейстеры делают это автоматически, даже не задумываясь, и при достаточной практике это сделаете и вы.
- Есть ли форсирующие ходы?
Форсирующие ходы требуют от оппонента ответа, чтобы не допустить потери материала или мата. Это проверки, захваты и угрозы.
Шах — вынужденный ход, взятие часто (но не всегда), как и угроза. Определите, что у вас есть против вашего оппонента, и что ваш оппонент может иметь против вас. Вы должны проявлять особую осторожность, чтобы любые угрозы против вашего короля были безобидными.
- Спросите себя, все ли защищено.
Вы должны спросить себя, какие поля/фигуры остались незащищенными после того, как вы сделали ход. Может ли ваш противник использовать это? Вы угрожаете, но вешаете свою часть?
Очень важно спросить, какие поля остаются незащищенными при движении пешек. Фигуры могут отступать, пешки — нет. Ход пешки не может быть возвращен и, таким образом, может создать постоянную слабость в вашей позиции.
- Спросите себя, в чем угроза вашего противника.
На основании того, что вы подсчитали, это поможет вам определить, является ли ход, который вы рассматриваете, хорошим или нет. Если вы не учтете этого, вас застанут врасплох, и это будет не очень приятно.
Этот список может показаться длинным, но чем тщательнее вы обдумаете его перед тем, как сделать ход, тем больше он станет для вас второй натурой, и тем ближе вы станете играть как профессионалы!
Координация
После того, как вы разработаете все свои части, вы должны попытаться убедиться, что они скоординированы. Координация в шахматах в основном означает, что фигуры дополняют друг друга и насколько хорошо они работают вместе. Например, соединяя свои ладьи при развитии, вы координируете свои ладьи.
Другим примером является батарея ферзя/слона.
Когда ферзь и слон располагаются по одной диагонали, это называется батареей. Особенно опасно, когда ферзь находится перед слоном.
Если вы хорошо координируете свои действия, выполняете контрольный список, упомянутый выше, и целенаправленно развиваетесь, обязательно возникнет тактика, которая позволит вам легко победить.
Тактика
Часть вашего поиска проверок, захватов и угроз включает поиск тактики. Тактика – это последовательность ходов, приводящих к ощутимому выигрышу, который может быть материальным или позиционным. Обучение тактике является жизненно важной частью обучения, и только обучение тактике позволит вам достичь довольно высокого уровня в шахматах. Большинство игр до среднего уровня решаются только тактикой.
Вы можете начать изучение основ тактики с помощью «Всего первого шахматного учебника» FM Питера Гианнатоса. И если вы не уверены, хотите ли вы его приобрести, вы можете попробовать бесплатный урок здесь.
Булавки
Булавки в шахматах — это когда фигура подвергается нападению, и если она движется, она подвергает атаке более ценную фигуру. В случае абсолютной булавки фигура не может двигаться по закону, потому что, если это произойдет, королю будет поставлен шах.
Любая фигура может быть связана (кроме короля).
Ниже приведен пример тактики с использованием булавки. Посмотрите, сможете ли вы ее решить. Черные ходят и получают материал.
Было сложно? Если у вас получилось, поздравляю, так вы решаете тактические головоломки. Если нет, то ничего страшного, на плате нет непосредственного контакта, поэтому его может быть трудно увидеть. Черные должны подтолкнуть белых к связке ходом 1… Фh3+ , вынуждая 2. Крf2 , затем 2… Лf5 , и ферзь белых прижат к королю! Он не может двигаться, так как оставит шах белому королю, что является незаконным. Таким образом, черные выигрывают ферзя всего за ладью.
Вилки
Вилки — еще один тип тактики. Как и булавка, вилка — это атака на две части. Вилки могут быть поставлены любой фигурой (кроме пешек на внешних вертикалях). Вилка используется, чтобы получить материал или угрожать матом.
Самый известный (и забавный) тип вилки — королевская вилка. Королевская вилка — это вилка, в которой атакуют и короля, и королеву.
Давайте рассмотрим тактику с вилкой.
Следующая позиция взята из реальной игры. Игра проходила в 1950 между Михаилом Талем (которому было всего 13 лет!) и игроком, известным как «Плисс».
Можете ли вы найти следующий ход, который заставил черных сдаться?
1. g4+! Королевская вилка, поставленная пешкой всех фигур! Черные не могут спасти своего ферзя!
Шашлык
Шашлык, иногда называемый обратной булавкой, представляет собой тактику, при которой две фигуры атакуются на одной линии (как булавка), но более ценная фигура находится впереди. Более ценная фигура должна двигаться, чтобы спастись, раскрывая атаку на менее ценную фигуру.
Абсолютный шашлык происходит, когда король находится перед фигурой и должен двигаться, потому что находится под шахом, таким образом обнаруживая атаку на другую фигуру. Как и кегли, только слоны, ладьи и ферзи могут протыкать фигуры.
Посмотрите на этот пример из игры 1982 года между Джоном Нанном и Тиграном Петросяном.
Здесь черные сдались, как будто ходят конем, 2.Bb5 пронзает ферзя и ладью. Обратите внимание, как ладья на b1 защищает слона, если тот пойдет на b5. Вот пример координации!
Обнаруженная атака
Обнаруженная атака — это когда одна фигура уходит с пути другой, тем самым обнаруживая атаку.
Когда это происходит с проверкой, это называется обнаруженной проверкой.
Посмотрите на этот забавный пример из этой захватывающей миниатюры, в которой черный король гонялся по всей доске.
Найденный помощник в одном! 1.Kd2 – мат!
Удаление защитника
Также известное как подрыв, удаление защитника заключается в взятии фигуры, защищавшей другую, в результате чего защищаемая фигура становится незащищенной!
Посмотрите, сможете ли вы найти, какой защитник должен быть удален в следующей позиции из этого матча 1997 года между Люком Ван Вели и Юдит Полгар. Мат в три хода, ход черных.
Нашли? Если нет, подумайте, какая фигура мешает коню и ферзю объединиться на g3 (координация!).
1..Rxf2+ . Пешка! Здесь белые сдались, и это правильно. Если бы игра продолжилась, то пошло бы 2.Rxf2 Qxg3+ 3.Kf1 Qxf2#.
Это не единственные тактические приемы, которые вам нужно знать, чтобы играть как профессионал, но если вы будете практиковать их регулярно, вы обязательно очень быстро выиграете несколько игр.
Стратегия
Если вы верно следовали приведенным выше советам, вы, вероятно, уже с легкостью выигрывали множество игр. Применяя вышеизложенное как можно дальше, вы добьетесь больших успехов в своей шахматной карьере. Вероятно, вы уже вышли из стадии новичка и вам нужно продвинуть свою игру на шаг вперед.
Бывают моменты, когда просто не знаешь, что делать при просмотре позиции. Вы развили свои фигуры до хороших квадратов; ваши части согласованы; вы прошли свой мысленный контрольный список и оценили угрозы; и вы просканировали тактику, но очевидного хода просто нет.
Чем ты занимаешься?
Здесь в игру вступает стратегия. На доске не всегда будет тактика. Чем выше ваш рейтинг, тем меньше вероятность того, что ваш противник зевнет своими фигурами.
Стратегия — это долгосрочный план. Он часто сосредотачивается на поиске слабых мест ваших противников и попытке нацелиться на них. Вы также должны учитывать, какой может быть стратегия вашего противника, и исходя из этого вы можете разработать свою защитную стратегию.
Учитывая, что по шахматной стратегии написаны тома томов, мы не будем вдаваться в подробности того, как именно разрабатывать стратегию. Наша партнерская компания iChess.net может помочь новичкам с некоторыми советами по стратегии. И в Chessable есть несколько курсов по стратегии для всех уровней!
По словам великого Фрэнка Маршалла, «плохой план лучше, чем его отсутствие».
Как выиграть в пулевые шахматы?
Игра в буллит или блиц (ускоренный контроль времени) требует иных навыков, чем игра при более длинном или классическом контроле времени. Как правило, острый тактический взгляд поможет вам при игре в пулю или блиц.
Хорошая подготовка дебюта и долгосрочное планирование, скорее всего, принесут вам больше игр, чем рискованная игра с классическим контролем времени. В то время как игры с низким рейтингом часто определяются только тактикой, когда вы находитесь на среднем уровне, стратегия является ключом к победе.
Конечно, вы можете играть в рискованные гамбиты и ловушки при длительном контроле, но ваш противник может быть готов к ним или иметь достаточно времени для их расчета, поэтому рискованные игры часто наказываются.
Это менее верно при игре в пулевые шахматы.
Пуля играет инстинктивно. Смотрите тактику и выполняйте ее! Это захватывающе, а ловушки и гамбиты, которые в классических шахматах считаются несостоятельными, часто могут окупиться в быстром контроле времени, таком как пуля. Просто не хватит времени все просчитать.
Давайте посмотрим на ловушку, которая может очень быстро выиграть много игр с контролем времени.
Он называется ловушкой на удочку и возникает из-за дебюта Руя Лопеса после 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Nf6. 4,0-0.
Черные играют 4…Ng4 в надежде спровоцировать белых на 5.h4. Черные играют 5…h5, жертвуя коня на g4, и вскрывают линию «h», где последует смертельная атака, если белые не узнают ловушку.
5.h4 h5 6.hxg4 hxg4 7.Ne1 . Рыцарь отступает. Теперь мат в четыре, вы можете решить тактику?
7…Qh5 с угрозой мата на h3. Если 8.f4 или f3, 8…g3 и поле бегства короля отнимается! Любые другие ходы белых здесь просто оттягивают неизбежное, и ферзь поставит мат по линии «h».
Это всего лишь один пример ловушки, которую вы можете использовать в своих играх с пулями (или в ваших классических играх, если вы настолько смелы). Есть еще много других способов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы обмануть противника и быстро выиграть игру!
Короче говоря, не существует одного быстрого способа выиграть в шахматы. Ловушки существуют, но сильные игроки вряд ли в них попадутся. Лучший способ быстро выигрывать игры — это изучать основы игры.
Надеемся, что с помощью этого совета вы сможете наконец победить своих друзей и семью, и, может быть, вы подумаете о том, чтобы присоединиться к официальному турниру?
Часто задаваемые вопросы
Как выиграть в шахматы?
В шахматах нет одной хитрости. Изучение основ дебюта, тактики и разработка стратегии — все это хорошая отправная точка для победы в шахматах.
Можно ли выиграть в шахматы за 2 хода?
Вы можете выиграть партию в шахматы в два хода с Матом дурака. Он возникает после 1.f3 e5 2.g4 Qh5# (или аналогичного порядка ходов).
Можно ли выиграть в шахматы за 1 ход?
Единственный способ выиграть партию в шахматы за один ход — это если ваш противник сдастся после того, как вы сделаете свой первый ход, или если ваш противник опоздает на официальный матч.
Какой первый ход в шахматах самый лучший?
1.