Разное

Может пешка бить назад: Как ходит и бьет пешка в шахматах

Как ходит пешка в шахматах?

Ваши пешки — это ваша пехота или солдаты. Поскольку они ходят пешком, то двигаются медленно и не могут легко убежать от более сильных фигур. На доске пешек больше, чем любых других фигур и ими можно пожертвовать, чтобы открыть линию для атаки.

  • Содержание
    • 1. Как выглядит пешка в шахматах?
    • 2. Как ходит пешка в шахматах?
      • 2.1 Как «ест» (рубит) пешка?
      • 2.2 Игра «Пешки»
    • 3. Превращение пешки
    • 4. Пешечные Тараны и Рычаги
    • 5. Пешечная цепь
    • 6. Особый ход пешкой — Взятие на проходе
    • 7. Квадрат пешки

    • 8. Пешечная структура
      • 8. 1 Слабые пешки

    • 9. Когда ходить пешками на разных этапах игры?
      • 9.1 Дебют
      • 9.2 Миттельшпиль
      • 9.3 Эндшпиль
    • 10. Часто задаваемые вопросы

Как выглядит пешка в шахматах?

Смотрите также: Шахматные фигуры

Как ходит пешка в шахматах?

Итак, пешки могут двигаться только на одно поле прямо вперёд, за исключением своего первого хода, когда они могут перемещаться сразу на два поля, если захотят. Это начальная позиция в шахматной партии и белые только что сыграли пешкой на е4. Пешка своим первым ходом продвинулась на 2 поля вперёд.

Пешка e4 двинулась на 2 поля вперёд своим первым ходом.

Как «ест» (рубит) пешка?

В отличие от других фигур, пешка «бьёт» не так, как ходит. Пешки могут забирать другие фигуры, только двигаясь на одно поле по диагонали вперёд, вправо или влево. Белая пешка движется вверх по доске, а чёрная пешка движется вниз по доске. В позиции ниже пешка может взять (срубить) чёрного коня или чёрную пешку. Точно так же, если был ход чёрных, чёрная пешка могла взять белую пешку.

Игра «Пешки»

Всегда полезно сыграть в игру «Пешки» с другом, чтобы вы могли отточить движения и взятия пешками. Начните игру пешками с этой позиции.

Победителем становится игрок, который заберёт все фигуры противника или проведёт пешку до конца доски. Белые всегда ходят первыми; вы можете подбросить монету, чтобы решить, кто играет белыми.

Советы, которые следует помнить при перемещении пешек:

  • Помните, что пешки не могут ходить или бить назад
  • Не перемещайте более двух или трёх пешек на начальных этапах игры.
Смотрите также: Как ходят все шахматные фигуры?

Превращение пешки

Если пешка успешно достигает другой стороны доски, она может стать любой другой фигурой. Это называется Превращение. Некоторые считают, что пешку можно обменять только на взятую ранее шахматную фигуру. Это неправда.

Пешка может превратиться в любую фигуру: Коня, слона, ладья или ферзя. Мы знаем, насколько ценен ферзь, и поэтому большинство игроков предпочитают менять свою пешку на другого ферзя.

Белые могут превратить пешку d7 в ферзя, переместив ее на d8. Белые также могли сделать ферзя из пешки f7, взяв чёрного слона на g8. Превращение пешки — отличный способ выиграть материал. Вместо того чтобы отбирать фигуры у оппонента, вы создаёте себе новые!

Пешечные Тараны и Рычаги

Пешки действительно странные. Они не похожи на другие фигуры. Они не ходят назад и не ходят в том же направлении, в котором «бъют». Поскольку они разные, пешки соединяются двумя особыми способами.

  • Тараном
  • Рычагом

Таран — это когда две пешки бодаются головой. Они стоят на одной вертикали и блокируют движение друг друга.

Диаграмма, показывающая Таран

Рычаг — это когда две пешки могут взять друг друга. Они готовы открыть вертикаль.

Диаграмма, показывающая Рычаг

Тараны и рычаги являются дорожными знаками в пешечной структуре. Они направляют наши планы. Таран — самая прочная черта шахматной позиции. Они блокируют линии и ограничивают нашу свободу. Одна из целей шахматной стратегии — дать фигурам свободу. Хороший способ сделать это — избавиться от таранов, которые нас блокируют. Другой способ — открывать линии, разменяв пешки. В этом случае обычно нужны рычаги.

Эта обычная пешечная структура возникает после хода 1.e4 e5. Таран на e4 / e5 теперь находится в центре внимания игры. У белых есть на выбор множество различных расстановок, но есть только один правильный план: атаковать Таран! В большинстве игр это делается с помощью рычага d4, как в следующих дебютах:

  • Шотландская партия: 1. e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4
  • Итальянская партия: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.c3 Nf6 5.d4
  • Испанская партия: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Be7 6.Re1 b5 7.Bb3 d6 8.c3 0-0 9.h4 Bb7 10.d4

Другой вариант рычага — f4. Вот основные идеи:

  • Королевский гамбит: 1.e4 e5 2.f4
  • Венская игра: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.f4

То же самое у чёрных после 1.e4 e5. Один из способов активизировать игру чёрных — это рычаг d5:

  • Контр-гамбит Фалькбеера: 1.e4 e5 2.f4 d5
  • Датский гамбит: 1.e4 e5 2.d4 exd4 3.c3 d5

Поскольку белые ходят первыми, они часто затрудняют ход чёрных …d5. И это вынуждает чёрных занимать оборонительную позицию. Это одна из причин, по которой многие игроки любят отвечать на 1.e4 ходами, отличными от 1…e5. Рычаг f5 встречается редко, потому что чёрные в большинстве защит играют сначала …Nf6. Но есть варианты, в которых это случается:

  • Защита Филлидора: 1.e4 e5 2.Nf3 d6 3.Bc4 f5!?
  • Гамбит Яниша: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 f5!?

Следующая диаграмма взята из Ферзевого Гамбита:

 

На d4 / d5 есть таран, и белые уже сделали рычаг c4. Назначение рычага очень понятно. Если чёрные возьмут 7…dxc4?, то 8.Bxc4. Этот размен полезен белым по несколько причинам:

  • Слон активен на c4
  • Линия c открыта для ладьи.
  • Теперь, когда таран нет, центральные пешки белых могут двигаться дальше.

Лучший план для чёрных — атаковать белый центр собственным рычагом. Конь на f3 затрудняет ход e5, поэтому обычно чёрные стремятся к c5.

Естественно выглядящий ход 7…Nc6? Будет типичной ошибкой. Блокирование пешки на c7 оставляет чёрных в пассивной позиции.

Лучше подготовить рычаг 7…Nbd7 или же 7…b6. Например:

7…Nbd7 8. Rc1 c6 9.Bd3 dxc4 10.Bxc4 b5 11.Bd3 a6 12.0-0 c5!

или

7…b6 8.Bd3 Bb7 9.0-0 Nbd7 10.Rc1 c5!

У чёрных всё хорошо в обоих вариантах. Не все Тараны следует атаковать. Есть много ситуаций, когда рычаг только ослабляет пешечную структуру. На диаграмме ниже мы снова видим Таран на d4 / d5, но на этот раз отсутствуют белая пешка «c» и чёрная пешка «е». Это имеет большое значение

Рычаг 1…c5 даёт чёрным слабую изолированную d-пешку (2.dxc5! Bxc5 3.Rfd1). Лучший ход чёрных — 1…Bd6. То же самое и с белыми. Рычаг 1.e4 также создал бы слабую изолированную пешку d4 после 1…dxe4. Наилучший подход для белых — начать атаку меньшинства, используя пешки ферзевого фланга.

Примечание: Когда вы выбираете план, всегда ищите тараны в пешечной структуре и думайте, какой рычаг вы можете использовать. Лучше всего использовать пешечные рычаги.

Пешечная цепь

Пешечная цепь — это линия заблокированных пешек, которые все соединены, например, белые на d4 и e5 или чёрные на d5 и e6. У пешечной цепочки есть голова и основание.

Пешка на d4 — это основа цепи белых, а пешка e6 — основа чёрных. У каждого игрока есть два рычага, которые они могут использовать против таранов. У чёрных есть выбор между …c5 и f6. Рычаги белых — c4 или f5.

Обычно лучшая стратегия — атаковать основу пешечной цепи противника. Использование рычага против передней части цепи часто приводит к отсталой пешке. (Пешка d4 будет слабой, если белые играют c4, а чёрные отвечают …dxc4). Французская защита известна своими пешечными цепями. Показанная здесь структура достигается во многих линиях, включая расширенный вариант:

 

Чёрные наращивают давление на основу белой пешечной цепи.

3…c5! 4.c3 Nc6 5,Nf3 Qb6

Хотя рычаг f5 — хорошая идея для белых, его нелегко организовать в начале игры. Белые стараются укрепить пешку «d». Вместо того чтобы сделать рычаг, белые могут атаковать фигурами на королевском фланге. Поскольку пешечная цепочка простирается до чёрной стороны доски, это даёт белым фигурам больше свободы передвижения. Рычаг f6 иногда хорош для чёрных, даже если он создаёт отсталую пешку на е6. Чтобы план сработал, чёрным нужна активная игра.

Особый ход пешкой — Взятие на проходе

Это особый способ взятия пешек пешками. Это ещё и самое хитрое правило в шахматах. Взятие на Проходе происходит, когда пешка делает двойной прыжок и приземляется рядом с одной из ваших пешек. Вы можете воспринимать это так, как будто пешка походила только на одно поле.

Есть три вещи, которые нужно помнить, при взятии на проходе

  • Таким образом можно взять только ту пешку, которая походила на два поля.
  • Пешка берётся на том поле, которое она проскочила.
  • Взятие на проходе может быть произведено только на следующем ходу.

 

Смотрите также: Что значит Взятие на проходе в шахматах?

Квадрат пешки

Квадрат пешки — это способ узнать, может ли король поймать пешку. Эта стратегия весьма полезна в эндшпиле, когда пешка отчаянно бросается на другую сторону доски, чтобы получить повышение. Мы визуализируем четыре стороны квадрата, так что он включает в себя поле, на котором стоит пешка, и поле превращения в ферзя.

Если король попадает внутрь поля, он может помешать пешки превратиться в нового ферзя. Используя квадрат пешки, мы избегаем расчётов обычным методом «я иду сюда, он идёт туда…». Вместо этого у нас есть визуальная картина того, что произойдёт.

Примечание: из-за двойного прыжка квадрат пешки со стартовой позиции берётся с третьей горизонтали.

Ход белых — выигрыш, ход черных — ничьи

Пешечная структура

1. Слабые пешки

Пешки — странные фигуры. Они медленные. Они не могут двигаться назад, и их часто блокируют. Поэтому положение пешек меняется не очень быстро. Когда мы смотрим на пешки вместе, как на группу без других фигур, мы называем это пешечной структурой.

Пешечная структура — это та часть шахматной позиции, которая остаётся наиболее постоянной. Это как фон, на котором движутся фигуры. Но это ещё не всё. Пешечная структура — это структура, которая показывает фигурам, куда идти. Анализ пешечной структуры очень помогает в выборе плана и в понимании того, куда двигать пешки. Это карта, по которой мы можем принять решение о своих действиях.

Это идеальная пешечная структура. Все пешки могут двигаться свободно, и любую пешку может защитить её сосед, просто продвинувшись на одно поле. Но пешки не могут «сидеть» всю партию! Некоторым из них приходится ходить, чтобы выпустить фигуры.

Однако, когда пешки всё же продвигаются, они иногда становятся слабыми. Пешка слабая, если её сложно защищать. Обычно это происходит, когда она теряет свободу передвижения и не может быть защищена другими пешками.

Три распространённых типа слабых пешек:

  • Изолированные
  • Отсталые
  • Сдвоенные

Изолированная пешка (изолятор) не имеет соседей. Белая пешка d изолирована.

Отсталая пешка осталась позади соседей. Чёрная пешка d отсталая.

Сдвоенная пешка делится своей вертикалью с другом! Белые пешки «c» сдвоены.

Изолированная или отсталая пешка слаба, потому что её не могут защитить другие пешки. И если на них нападают, их нужно защищать фигурами, что лишает их свободы.

Проблема усугубляется в эндшпиле, когда фигур становится меньше. Многие окончания выигрываются только благодаря активным и пассивным фигурам. Вот несколько общих правил игры при слабых пешках:

Если у соперника слабые пешки:

  • Атакуйте их, чтобы их защищали его фигуры
  • Упрощайте игру
  • Перейдите в окончание, в котором у противника есть пассивные фигуры.
  • Не ослабляйте собственные пешки

Если у вас слабые пешки:

  • Попробуйте разменять их
  • Усложняйте игру
  • Избегайте перехода в окончание
  • Ослабьте пешки соперника.

Когда ходить пешками на разных этапах игры?

Дебют

На начальном этапе игры ваша цель — переместить пешки к центру доски. В идеале поля e4, d4, e5 и d5. Это помогает получить контроль над доской. В большинстве случаев вам нужно переместить две центральные пешки на два поля вперёд, чтобы открыть линии для вашего слона и ферзя.

Пешки, такие как g3 и g6, могут быть перемещены в начале игры, если вы хотите сделать фианкетто своему слону для более активной игры. Вы также должны попытаться создать рычаг с помощью пешек, как обсуждалось ранее, чтобы бросить вызов центру.

Миттельшпиль

Пешки должны двигаться вверх по доске, чтобы получить пространственное преимущество. Как только ваш король будет надёжно защищён, неуклонно двигайте пешки вперёд и атакуйте слабые места во вражеском лагере.

Если фигуры вашего оппонента недостаточно развиты, найдите способ открыть линии своими пешками и атаковать его позицию, прежде чем он перегруппирует свои фигуры. Один из примеров — открытие линии «е», если король соперника застрял в центре. Затем вы можете усилить давление на этой линии своими тяжёлыми фигурами, чтобы создать катастрофу.

Иногда вам следует быть осторожным, чтобы не слишком далеко продвинуть пешки. Если ваша атака не пройдёт, у вас останется множество пешечных слабостей в эндшпиле.

Эндшпиль

В эндшпиле вам следует продвигать пешки вперёд, когда у вас пешечное большинство на королевском или ферзевом фланге. Это поможет создать проходную, которая потенциально может превратиться в ферзя. Будьте осторожны, не продвигайте пешки без явной причины. Иногда они могут быть мишенями.

Часто задаваемые вопросы

Может ли пешка рубить назад в шахматах?

Пешка в шахматах может рубить только вперед.

Может ли пешка съесть короля в шахматах?

В шахматах пешки и другие фигуры не могут съесть короля. Если король атакован пешкой, то он должен либо уничтожить эту пешку, либо убежать от неё.

Может ли пешка ходить назад в шахматах?

В шахматах пешки ходят только вперед, поэтому нужно внимательно делать ими ходы.

как ходит, как есть пешка, виды, свойства пешек

Пешка в шахматах
Пешки – это обычные пехотинцы шахматной армии, так называемое «пушечное мясо». Пешка не слишком сильна и мобильна по сравнению с другими шахматными единицами. Как это ни удивительно по шкале относительной стоимости фигур пешка оценивается в 1 единицу (1 пешку).

Начальное расположение пешек
У каждого соперника по восемь пешек в начале игры. На двоих шестнадцать. В начале шахматной партии пешки всегда расположены перед другими шахматными фигурами. Белые – на второй горизонтали, черные – на седьмой. На диаграмме показано расположение перед началом шахматной партии белых (a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h3) и черных пешек (a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7).

Как ходит пешка в шахматах?
Пешка может ходить только вперед на одну клеточку. Но есть очень важное исключение из правила: на своем первом ходу любая пешка может пойти вперед не только на одну клетку, но и на две.

На диаграмме снизу белый пехотинец, делающий свой первый ход с поля d2, дошел до поля d3.

А на следующей диаграмме эта же пешка прыгнула на два поля вперед – на d4. Как будто у каждой пешки есть специальный трамплин, прыгнуть с которого можно только при ее первом ходе.

Итак, мы выяснили, что любая пешка из своего начального положения, может пойти вперед на одну клетку или же на две. Но, сделав ход, пешка далее будет ходить вперед строго на одну клетку.

Урок 25 – Пешка, учимся ходить

Как бьет пешка в шахматах?
Хотя пешки могут ходить только вперед, бьют чужие фигуры и пешки они по диагонали на одну клетку вперед. Как будто у каждой пешки есть кривой кинжал, которым она бьет своих врагов с обеих сторон.

Едят ли пешки назад?
Нет. Пешки не умеют ни ходить назад, ни бить. На диаграмме снизу белая пешка может побить либо черную ладью на е6, либо съесть черного слона на с6, а если у нее нет аппетита, то может просто пойти на одно поле вперед, на d6.

Урок 26 – Пешка, учимся рубить

Пешка не может идти дальше, если у нее на пути находится преграда. На диаграмме далее ни одна из пешек не имеет хода, так как им преграждают дорогу фигуры или пешки. Тогда говорят, что пешки заблокированы.

Превращение пешек
Как мы выяснили, из всех шахматных фигур пешки стоят меньше всего, но именно они обладают удивительным свойством «трансформироваться» в любую другую фигуру (за исключением короля). Эта замечательное свойство происходит при достижении пешкой последней горизонтали. Пешка после этого превращается в ферзя, ладью, коня или слона. Это происходит следующим образом: пешка убирается с доски, и выбранная фигура ставится на ее место. На следующих диаграммах показано, как белые переставляют пешку с b7 на b8, где она становится ферзем.

В следующем примере показано превращение пешки в коня, а не в ферзя, так как мы сразу же объявляем мат королю. В данном случае слабое превращение (т. е. превращение в фигуру, имеющую меньшую ценность) здесь гораздо выгоднее.

Уточнение: теоретически каждая сторона может превратиться в восемь ферзей, такое же число ладей, коней или слонов. Но практически, это маловероятно и никогда не случается.

Урок 27 – Пешка, учимся превращаться

Взятие на проходе
Взятие на проходе – это еще один специфический пешечный ход. Пешку можно взять на проходе, если она делает ход на две клетки вперед со своей начальной позиции и становится рядом с пешкой, находящейся на той же горизонтали.

В этой ситуации противник может съесть пешку, как будто бы она пошла вперед только на одну клетку. Причем бить ее можно сразу, затем такая возможность утрачивается навсегда.
На диаграмме белые переставляют пешку с d2 на d4.

Следующим ходом у черных есть выбор: они могут съесть пешку на проходе, сняв ее на поле d3, как показано в примере.

Если сторона решает побить пешку на проходе, то нужно сделать это немедленно. Если пешку не съесть сразу, то далее такая возможность утрачивается.

Урок 63 – Правило взятия на проходе

Виды пешек

Изолированные пешки – пешки, которые не могут быть защищены другими рядом стоящими пешками. В примере ниже это пешка g3 белых и все пешки черных.
Связанные пешки – пешки, способные защищать друг друга. Это пешки а3 и b2 белых.
Сдвоенные пешки – пешки, находящиеся на одной вертикали. Это пешки d6 и d7 черных.
Блокированные пешки – пешки, взаимно тормозящие друг друга. Это пешки d5 и d6.
Отсталые пешки – пешки, соседние пешки которых отсутствуют или ушли вперед. Это пешки е3 и g3 белых.

Урок 61 – Пешки: изолированные, сдвоенные и другие

Урок 62 – Свойства и возможности пешек

Эволюция современных шахматных правил: превращение пешки

Изображение

Image Caption

Бывший президент Шахматной федерации США Джон Маккрари

Вопрос о том, были ли шахматы изобретены или произошли от более ранних игр, никогда не может быть решен. Часть обсуждения носит семантический характер, поскольку эволюция и изобретение — две стороны одной медали! Эволюция — это серия новых изобретений, которые основываются на более ранних разработках или комбинируют их. Изобретения — это шаги в эволюции.

Даже сегодня правила и обычаи шахмат постоянно меняются. Изучая старую шахматную литературу, я сделал несколько оригинальных открытий относительно того, как эволюционировали современные правила и обычаи, достигнув своего нынешнего состояния. В этой серии будут рассмотрены некоторые конкретные изменения правил шахмат, произошедшие за последние несколько столетий.

Часть первая: Розыгрыши можно найти здесь.

Часть вторая: сначала ходы белых можно найти здесь.

Часть третья: Рокировка можно найти здесь.


 

Изображение

 

ПРОДВИЖЕНИЕ ПЕШКИ

На протяжении всей известной истории шахмат пешка могла двигаться только вперед. Единственной оставшейся переменной было то, что происходило, когда пешка достигала последней горизонтали, а в разных регионах существовали разные правила повышения. В Индии пешка могла превратиться только в ту фигуру, которая первоначально занимала линию, до которой она дошла: пешки h превращаются в ладьи, пешки g в коней. Другой вариант включал превращенную пешку, совершающую «прыжок радости» обратно на исходное поле. В традиционных китайских шахматах пешки не продвигаются вперед, хотя они могут перемещаться боком по половине доски противника.

В средневековых западных шахматах пешки могли превратиться только в ферзя — в то время слабая фигура, способная ходить только на одно поле по диагонали. Но когда ферзь принял свои современные способности около 1475 года, пешка, превратившаяся в теперь уже сильную фигуру, оказала значительно большее влияние на игру.

К 1800-м годам сосуществовали два основных правила превращения пешек. Одно правило ограничивало продвижение только уже захваченной частью. Таким образом, у игрока никогда не может быть двух ферзей или более двух любых других фигур. Если ни одна фигура не была потеряна, что было правдоподобно в некоторых дебютах, правило заключалось в том, что пешка оставалась подвешенной на своем поле превращения — не превращенной — до тех пор, пока фигура не была взята.

Таким образом, эти отстраненные пешки представляли уникальную угрозу в качестве своего рода «дикой карты», создавая ситуации, когда игроки не хотели брать, особенно если взятие означало мгновенное перевоплощение из-за присутствия отстраненной пешки. Кроме того, если у противника был какой-либо выбор взятия — скажем, две разные фигуры попали в развилку — наличие подвешенной пешки еще больше усложняло решение.

 

Изображение

 

На многие соображения повлияли не только отстраненные пешки, но даже пешки, которые приближались к превращению. Поскольку приостановленной пешке было приказано превратиться в первую взятую и доступную фигуру, ускорение обмена жертвами имело дополнительное стратегическое преимущество: принудительное превращение в второстепенную фигуру, а не ожидание, пока более сильная фигура покинет доску первой. Другие стратегические причуды в правиле видели преимущества в жертвовании крупной фигуры только для того, чтобы она была доступна для продвижения на следующем ходу.

Современные правила теперь диктуют, что превращенная пешка становится новой фигурой в конце своего хода, поэтому она не может двигаться со своим новым статусом до ответа противника. Но некоторые правила первой половины 1800-х годов гласили, что приостановленная пешка после повышения не может двигаться, пока каждый игрок не сделает еще один ход. Это, однако, создало эквивалент временно «прикрепленной» фигуры, хотя ее ничто не прикрепляло.

Другие варианты правил даже позволяли отложенной пешке двигаться сразу же как новой фигуре, фактически зарабатывая повышение, а затем снова ходить — и то и другое до того, как противник успел ответить! Эрколе дель Рио, влиятельный итальянский писатель и юрист середины 18 века, поддерживал это правило продвижения «только до проигранной фигуры» и предложил этот дебютный вариант, иллюстрирующий эффект подвешенной пешки и ее внезапного продвижения.

В варианте Дель Рио игрок получает два последовательных хода: первое действие помещает новую фигуру на поле превращения, а второе действие перемещает эту новую фигуру — оба действия за один ход. Вариант следующий: 1 e4 e5; 2 Фe2 Кf6; 3 f4 exf4; 4.d4 Кc6; 5 с3 g5; 6.g3 fxg3; 7 Сxg5 gxh3; 8 e5 hxg1 — и пешка подвешена на g1, так как ни одна черная фигура не была взята. Теперь белым было бы неправильно брать 9 exf6+, резко переводя взятого коня на подвешенную пешку g1 перед ее ходом и позволяя черным сыграть 9…Кxe2!

 

Изображение

Image Caption

В примере Эрколе дель Рио 18-го века, поскольку черные не потеряли ни одной фигуры и не имеют ни одной доступной для превращения, пешка g остается подвешенной. Но с ходом белых 9. exf6+ переводило бы коня в превращение и давало бы 9…Кxe2!

Композиции, использующие эти акции только для потерянных фигур, помогли выявить некоторые нелепости, стоящие за правилом. Около 1800 года немецко-австрийский мастер Иоганн Баптист Альгайер составил позицию, в которой белые оставляли две фигуры в затруднительном положении во время серии шахов, хотя наличие подвешенной пешки означало, что ни одно взятие не было разрешено, потому что превращение оставило черных в шахе, а белые на ходу. . Другие головоломки показывали, что отстраненные пешки ставят мат, превращаясь в любую фигуру, малую или большую.

Правило продвижения только к потерянным предметам представило другие курьезы. Королев можно было приносить в жертву и реинкарнировать последовательно. Само повышение также имело понижающий эффект: если с доски убирали только слонов, то повышение, таким образом, было принудительным до слона. Но путаница началась, когда пешки на черных полях превратились в белопольных слонов.

И Дель Рио, и автор теории шахмат Питер Пратт поддержали это правило в начале 18 века, предполагая, что игрокам необходимо управлять обменами с учетом будущих возможностей продвижения по службе. Но они различались, когда превращение привело к тому, что два слона оказались одного цвета: Пратт разрешил превращение там, где дель Рио запретил, даже если ситуация означала, что пешка остается приостановленной.

Альтернативная идея заключалась в том, что станет нашими современными правилами продвижения, и идея продвижения только потерянных частей была решительно отвергнута этими авторами. В книге «Искусство шахматной игры: новый трактат об игре в шахматы » английский писатель Джордж Уокер в 1841 году утверждал, что в соответствии с правилом превращения потерянной фигуры потеря возможности превратиться во вторую ферзь, поскольку первая ферзь был еще на доске – слишком большой был штраф по сравнению с непростой задачей повышения.

 

«Предоставленная законом возможность иметь на доске сразу двух ферзей, если вы толкаете пешку на восьмое поле, неоднократно подвергалась критике со стороны различных авторов; трудность, возникающая в результате повседневного превращения пешки в ферзя до того, как какая-либо фигура будет потеряна».

Но правило продвижения по службе с утерянной частью сохранялось в течение десятилетий и все еще соблюдалось в некоторых частях Италии и Германии до конца 19век. Ховард Стонтон был ярым поборником современных правил в то время, неоднократно сообщая корреспондентам, что у игрока может быть две дамы – однажды в раздражении отметив, как часто ему приходилось указывать на это. Современное правило продвижения по службе окончательно стало стандартом в конце 19 века.

Неточности, конечно, остались в правилах. В 1862 году Британская шахматная ассоциация ввела правило, которое позволяло пешкам оставаться навсегда отстраненными на последней горизонтали, фиктивной фигуре без возможности будущих ходов или продвижения. Практический эффект от этого правила был практически нулевым, и Стонтон подверг резкой критике код BCA и его фиктивную пешку. Защитники опубликовали простую составленную позицию в качестве оправдания, в которой была показана фиктивная пешка, спасающая ничью, способствуя пату.

Но американский шахматный композитор Сэм Лойд опубликовал в 1898 году задачу о мате из трех, которая доказала противоположный эффект, показав, как белые превращаются в фиктивную пешку, которая не контролирует поля, и не позволяет черным сохранить ничью, заведя пат на двоих. делает ходы, а затем позволяет поставить мат на третьем ходу белых. Тем не менее, правило фиктивной пешки BCA не повлияло ни на конкуренцию, ни на состав, прежде чем исчезнуть из будущих кодексов.

 

Изображение

 

Возникли даже вопросы, связанные с тем, может ли пешка превратиться в фигуру противника! Несмотря на всю очевидность идеи, ранние правила не разъясняли этот момент, и в ней оставались лазейки. Уокер в 1841 году описал важный матч, в котором игрок случайно заменил пешку своего превращения на ферзя соперника, а противник настаивал на том, чтобы случайное превращение осталось в силе! Решение было передано ближайшим игрокам, мнения которых разделились, поскольку в опубликованных правилах не указывался цвет.

Когда в 1970 году я познакомился со знаменитым международным мастером Норманом Уитакером, которому было 80 лет, он сказал мне, что в его юности некоторые еще утверждали, что пешка может превратиться в противоположный цвет. Идея возникла в сочинениях, в основном «уловочных» задачах, таких как одна, представленная в февральском номере журнала Lasker’s Chess Magazine за 1906 год.

Один из постоянных вопросов касался того, как изображать второго ферзя или третью фигуру, и самое раннее предложение использовать перевернутую ладью для второго ферзя было в энциклопедии игр в 1897, в котором также предлагалось окружить пешку кольцом.

          

Почему пешки – душа шахмат – CHESSFOX.COM

Почему пешки важны в шахматах?

Еще в XVIII веке шахматист Филидор произнес слова:

…чтобы хорошо играть пешками; они — душа шахмат: именно они однозначно определяют атаку и защиту, и от их удачной или плохой расстановки полностью зависит победа или поражение в игре.

Звучит впечатляюще, но что он имел в виду?

Почему пешки должны считаться душой шахмат? И почему пешки так важны?

Почему пешки важны в шахматах

По отдельности пешки слабее фигур. Однако вместе они создают силу, примерно равную по силе королеве!

Но чтобы хорошо играть пешками, нужно понимать, как они (и особенно пешечные структуры) влияют на игру.

Представьте, что вы убираете с доски все фигуры и оставляете только пешки. То, что вы увидите, это пешечная структура.

Пешечная структура — это то, что останется, если убрать с доски все остальные фигуры.

В начале новой игры половина вашей армии состоит из пешек, и структура, которую они принимают, будет иметь большое влияние на игру.

3 причины, почему пешки важны в шахматах

  1. Пешки влияют на подвижность больших фигур
  2. Пешечная структура определяет слабые поля
  3. Слабые пешки являются важными целями

каждый:

1.

Пешки влияют на подвижность фигур

Структура пешек оказывает большое влияние на развитие фигур, потому что:

  1. Фигуры не могут перепрыгивать через пешки, которые их блокируют (кроме коней, конечно)
  2. Пешки контролируйте множество полей, не позволяющих вражеским фигурам двигаться на эти поля

Обратите внимание, насколько пешки влияют на ход Bd7. В этой конкретной позиции конь является предпочтительной фигурой, поскольку его движения не так ограничены, т.е. Nf3-d4 (присматривая за e6 и c6) может быть полезным путем для коня.

Приведенный выше пример показывает, как пешки могут ограничивать движение фигуры — даже своей собственной фигуры. Черная пешка на b5 ограничивает ход Bd7 на ферзевом фланге. Снова на королевском фланге ход Bd7 ограничен в основном белыми пешками. Белая пешка на b4 также играет полезную роль, блокируя продвижение пешки b5.

Одна пешка может быть не очень сильной, но вместе они представляют собой грозную команду — они контролируют множество полей на доске и могут не дать вражеским фигурам войти на свою территорию.

2. Пешечная структура определяет, где находятся слабые поля.

Слабые поля обычно относятся к полям на 5-м или 6-м горизонтали (внутри вражеской территории), которые не могут быть защищены пешками. поле, которое не может быть защищено пешкой, может быть легко занято фигурой. Поэтому слабые поля часто являются возможностью для дальнейшего улучшения развития ваших фигур.

Естественно, следует также отметить, что в большинстве случаев слабые клетки рядом или в центре более полезны, чем слабые клетки по бокам доски.

Слабые клетки — это клетки, которые невозможно защитить. Поскольку пешки являются основными защитниками вашей территории, под слабым полем обычно понимается поле внутри вражеской территории, которое не может быть защищено пешкой.

Пример ясно показывает, почему вы должны хорошо подумать, прежде чем толкать пешки, так как они создают постоянные слабости.

3. Слабые пешки — важные цели

Когда структура становится фрагментированной, пешки слабеют. Поскольку пешки не могут двигаться назад или в сторону, они уязвимы и сильно зависят от поддержки других пешек или фигур. Парадоксально, что в некотором смысле присущая им слабость на самом деле способствует тому, что пешки так важны в шахматах.

Слабая пешка — это обычно пешка, которую нужно защищать фигурой. В этой позиции черные будут вынуждены конем защищать пешку с6. Не идеально.

Слабая пешка не может быть защищена другими пешками. Это означает, что мы должны использовать фигуру, чтобы защитить их. В идеале мы не хотим выделять ценные фигуры для защиты пешек — пешки должны уметь защищаться, а если не могут — они слабы.

Примеры типичных пешечных схем

Чтобы помочь вам лучше понять пешки и пешечные структуры, вот типичные пешечные схемы, которые вам следует знать:

  1. Острова пест. игра продолжается и производятся некоторые размены, пешки могут быть разъединены. Когда группа пешек отсоединяется от остальной части пешечной структуры, они становятся пешечным островом. Как правило, чем больше у вас пешечных островов, тем сложнее их все защитить. Следовательно, большее количество пешечных островов обычно означает более слабую пешечную структуру.

    У белых 2 пешечных острова. У черных 3 пешечных острова.

    2. Изолированные пешки

    Изолированная пешка — это пешка, у которой нет пешек по обе стороны от нее. Как правило, изолированная пешка может быть слабым местом в вашей позиции, но, с другой стороны, это также означает, что ваши фигуры будут иметь лучшую мобильность вокруг изолированной пешки, поскольку ее движения не так сильно ограничены. По этой причине изолированная пешка не так слаба в миттельшпиле, как в эндшпиле.

    Изолированную пешку часто легко атаковать, потому что поблизости нет пешек , которые помогли бы защитить поле перед ней.

    3. Пешки назад

    Пешка назад — это пешка, которая находится позади пешек рядом с ней и не может двигаться вперед, не будучи взятой. В то же время эта пешка находится на полуоткрытой вертикали, что делает ее уязвимой для атак, особенно ладейных. Отсталые пешки часто являются серьезной слабостью вашей позиции.

    Пешка d6 не может безопасно продвигаться вперед, потому что белые контролируют поле прямо перед ней.

    Поле прямо перед отставшей пешкой обычно также является отличным полем для размещения одной из ваших фигур.

    4. Цепочки пешек

    Цепочка пешек относится к пешкам, которые защищают друг друга по диагонали. Цепочка пешек часто является довольно сильной защитной установкой. Одним из недостатков пешечной цепочки является то, что пешки закрывают либо светлые, либо темные поля, но не оба. Это означает, что вам понадобятся ваши фигуры для защиты полей, не закрытых пешками. Пешечная цепь также может быть проблематичной для слона, который ходит по полям того же цвета.

    Пример пешечной цепи

    5. Пешка-фаланга

    Пешка-фаланга возникает, когда 2 или более пешек стоят рядом друг с другом. Обычно они весьма полезны в атаке, так как вместе контролируют множество полей перед собой, и одна пешка будет поддерживать продвижение другой. Однако пешка-фаланга также может стать уязвимой, поскольку они не защищают друг друга, и вам нужно будет использовать свои фигуры для их защиты. В таком случае их иногда называют «висячими пешками».

    Пример пешки-фаланги e+f

    6. Проходные пешки

    Проходная пешка — это пешка, которую вражеские пешки не могут остановить от достижения другой стороны. Это часто означает, что вашему противнику придется использовать фигуру, чтобы остановить проходную пешку. Это может дать вам преимущество, поскольку у вашего противника будет фигура, связанная в оборонительной задаче.

    Черный король занят проходной белой пешкой. Это означает, что белый король может просто обойти и взять черные пешки.

    Теперь вы знаете, почему пешки — это душа шахмат, и у вас есть хорошие знания в области теории пешечных структур.

    Два полезных совета, касающихся пешек и пешечные структуры пешка имеет постоянные последствия. Перемещайте пешку только тогда, когда это поможет вам достичь важных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *