Разное

Бить в шахматах обязательно: Можно ли в шахматах не бить фигуру соперника, находящуюся под ударом, а сделать ход другой фигурой? — Спрашивалка

Глава 4 Бить или не бить?. Шахматы для самых маленьких

Глава 4

Бить или не бить?

– А как ходит черная ладья? – спросила Дюймовочка.

– Тоже по линиям, как и белая ладья, – объяснил Незнайка. – Дaвайте поставим на шахматную доску и белую ладью, и черную ладью. Если сейчас ход черных, то черная ладья может пойти вперед, назад, направо, налево. Перепрыгнуть через белую ладью ей нельзя. Но черная ладья может побить белую и занять ее клетку. Сбитую фигуру убираем с доски, больше в игре она не участвует.

– Вот здорово – побить, – обрадовался Пиноккио. – Я буду бить, я! – Он с такой силой ударил черной ладьей по белой, что белая ладья отлетела в самый угол комнаты.

На освободившееся поле Пиноккио с довольным видом поставил черную ладью.

– Что ты наделал! Ей же больно! – закричала Дюймовочка, бережно подняла белую ладью и погладила ее.

– В шахматах бьют совсем не так, – огорченно сказал Незнайка. – Фигуру противника аккуратно снимают с шахматной доски, а свою фигуру ставят на ее место.

– А если бы был ход белых, то белая ладья тоже могла бы побить черную? – спросил Гурвинек.


– Конечно, – сказал Незнайка, вернул фигуры на место и только собрался побить белой ладьей черную, как Пиноккио снова закричал:

– Я буду бить, я!

Но необыкновенные человечки так строго посмотрели на Пиноккио, что он покраснел и сказал:

– Пусть Дюймовочка побьет.

– А теперь, братцы, поиграйте друг с другом ладьями. Кто побьет ладью противника, тот и выиграл.

Первыми за шахматную доску сели Петрушка и Чиполлино. Они поставили ладьи в противоположные углы шахматной доски и начали играть.

Петрушка поднял над доской белую ладью и переставил ее вперед, через всю доску в угол напротив.

Чиполлино заметил ошибку Петрушки и сразу же побил своей черной ладьей белую.

– Тьфу ты, Петрушка. Нет у тебя способностей к шахматам! Ну разве можно подставлять свою ладью под бой? Надо внимательно смотреть, чтобы твою фигуру не побили, – покачал головой Незнайка.

– Я просто не в тот угол ладьей пошел, – оправдывался Петрушка. – ?aвайте вернем фигуры обратно. Белую и черную ладьи снова поставили на шахматную доску, и Петрушка пошел белой ладьей в другой угол.

Чиполлино хихикнул и опять побил белую ладью.

– Опять победил Чиполлино, – сказал Незнайка.

Потом сыграли Мурзилка и Щелкунчик. Они играли не торопясь, долго раздумывая над каждым ходом, выбирая такие ходы, чтобы их ладья не попала под бой ладьи противника. И игра закончилась вничью – никто ни у кого ладью не побил.

– Теперь играют Пиноккио и Дюймовочка, – сказал Незнайка. – У Пиноккио будет одна белая ладья, а у Дюймовочки – две черные, – и Незнайка поставил на шахматной доске такое положение:

– Кто побьет все ладьи противника, тот и выиграл, – объяснил Незнайка.

– Ха-ха-ха! Выиграю я, умненький-благоразумненький! – засмеялся Пиноккио и, не раздумывая, побил черную ладью.

Дюймовочка улыбнулась и побила своей черной ладьей белую ладью Пиноккио.

– Победа Дюймовочки, – сказал Незнайка. – Думать надо, Пиноккио, думать. Нельзя было бить черную ладью, надо было отойти своей ладьей из-под боя, и Дюймовочка ни за что бы тебя не обыграла. Ты мог пойти, например, вот так:

– А я думал, бить в шахматах обязательно, – удивился Пиноккио.

– Нет, – объяснил Незнайка. – Можно бить, можно и не бить. Надо искать лучший ход.

Советы родителям

Четвертая глава – одна из важнейших в книге. Ребенок учится выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит под боем, не подставлять свою ладью под удар вашей.

На первой стадии обучения ребенок осваивает ход и взятие каждой из фигур, сражается с вами ограниченным числом фигур. Рекомендуем игру «на уничтожение»: ребенок играет одной-двумя белыми фигурами, вы – одной-дву-мя черными фигурами. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. В этих элементарных дидактических играх малыш прочувствует силу и слабость каждой фигуры в единоборстве с аналогичными и другими фигурами, уловит, что «умеет», а чего «не умеет» каждая конкретная фигура.

Поудобнее расположитесь за шахматной доской или шахматным столиком и сразитесь с ребенком в дидактической игре «Ладья против ладьи». Поставьте в противоположные углы шахматной доски белую и черную ладьи. Цель игры: побить ладью противника. Очевидно, что при аккуратной игре выиграть никому не удастся – достаточно не ставить свою ладью на линию, где расположена ладья партнера. Простота подобного единоборства обманчива, не торопите ребенка – это его «боевое крещение». Следите за тем, чтобы малыш правильно выполнял ход ладьи (не перескакивал ею на соседнюю линию) и не ставил свою ладью под удар вашей. Не исключено, что вначале малыш будет часто подставлять свою ладью под бой. Не сердитесь на него, терпеливо поправляйте и задавайте наводящий вопрос: «Не возьму ли я здесь твою ладью?». «Ошибайтесь» сами, ставя свою ладью под удар ладьи малыша. Если ребенок не заметит вашей «ошибки», заострите на ней его внимание.

Первые победы доставляют ребенку большое удовольствие, прибавляют желания учиться играть в шахматы. Вам не один раз придется проводить с малышом подобные учебные игры-партии, пусть они проходят примерно по такой же схеме.

Особенность игры «Ладья против ладьи» в том, что ни одна из ладей не может напасть на ладью противника – ведь она сама окажется под боем и будет побита. Поэтому выиграть тут можно лишь при грубой ошибке партнера. Когда ребенок сможет сносно сражаться ладьей против ладьи, введите в игру еще одну черную ладью и разыграйте положение, в котором Пиноккио проиграл Дюймовочке. Малыш играет и начинает белой ладьей, вы владеете двумя черными ладьями. Ребенок должен сообразить, что нельзя бить защищенную ладью, ведь тогда вы побьете его единственную ладью и игра окончится. Против двух ладей ребенку играть гораздо труднее – в этом случае легче подставить под бой свою ладью.

Когда малыш приобретет навык и в подобной игре, сыграйте двумя ладьями против двух. Обратите внимание ребенка на то, что здесь иногда можно ставить одну из ладей под бой, если она защищена другой ладьей. Ведь тогда вы побьете ладью ребенка, он – вашу, и у вас останется по одной боевой единице. Это размен. Объясните малышу, что если никто из вас не побьет все фигуры противника, то это ничья – никто не выиграл, никто не проиграл. До возраста четырех с половиной лет дети уверенно разыгрывают на большой доске, как правило, лишь двухладейные положения. Поэтому не журите малыша и не считайте его неспособным, если он часто будет ошибаться в четырехладейных позициях. Умение координировать действия фигур приходит с возрастом и опытом. Более эффективна на этой стадии обучения игра на фрагментах шахматной доски. Игру «Ладья против ладьи» можно сделать достаточно зрелищной, если вы с ребенком примете на себя роли белой и черной ладьи и поиграете, например, на клетчатом паркете, ограничив поле боя участком две клетки на две, две на три и т. д. Или нарисуете фрагменты шахматной доски мелом на асфальте.

Для игры с детьми 3,5 лет можно предложить начальные положения 1–21:

Как известно, любую шахматную позицию или партию можно записать с помощью шахматной нотации. Поля большой шахматной доски обозначаются по горизонтали буквами латинского алфавита – a, b, c, d, e, f, g, h, а по вертикали арабскими цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Шахматные фигуры обозначаются так: король – Кр или ?, ферзь – Ф или ?, ладья – Л или ?, слон – С или ?, конь – К или ?. При записи шахматной партии пешки не обозначаются. При записи хода краткой шахматной нотацией (которой мы будем пользоваться) вначале указывается порядковый номер хода, который отделяется от самого хода для белых точкой, а для черных – тремя точками. При ходе белых и ответе черных номер указывается только для белых. После порядкового номера хода и точки указывается обозначение фигуры, делающей ход (кроме пешек), и поле, на которое она пошла. Например: 1.е4 ?с6. Если производится взятие, то между обозначением фигуры и полем, на котором она бьет, ставится двоеточие (кроме взятия пешкой). Например: 25.?:е6 ?:b2. При взятии пешкой указывается вертикаль, с которой пешка пошла, и вертикаль, на которую она попала. Например: 35.abcb. Кроме того, сильный ход обозначается! очень сильный ход – !!, слабый ход – ? грубая ошибка – ??, любой ход – ?. Вернемся к нашим дидактическим позициям. Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. При точной игре противников белые выигрывают в позициях 1–10, 13, 14, 17–19, а в остальных положениях шахматные сражения заканчиваются ничьей. В четырех первых положениях белые выигрывают в один ход, сразу побив черную ладью. В четырех следующих позициях белые одерживают победу в два хода. Сначала они берут любую черную ладью, а вторым ходом – оставшуюся. В позиции 9 сразу решает 1.?:аЗ, а в 10 – 1.?:b2. В положении 11 к ничьей ведет 1.?а З ?b1 2.?а2 ?bЗ 3.?а1 ?b2 4.?а З ?b1 и т. д., а в 12 1.?b2! и дальнейшее уклонение от размена. В двух следующих положениях в один ход выигрывает 1. ?:а4. В 15 для ничьей достаточно и 1.?а2, и 1.?а З, а в 16 и 1.?b1, и 1.?b4. В положениях 17–19 белые сразу бьют черную ладью, а в двух последних позициях при точной игре – ничья. В 20 можно играть 1.?b1 или 1.?с2, а в 21 нельзя играть 1.?a1 или 1.?d4.


Занятия с детьми 4,5 лет желательно разнообразить положениями 22–32:

В позиции 22 выигрывает только 1.?:b2. Особенность следующих двух положений в том, что начинающая сторона проигрывает. Положения призваны активизировать мысль ребенка, заставить его призадуматься и сказать: «Ты начинай!» В положении 25 ничью дает только 1.?а2 и дальнейшее уклонение от размена ладьями. Позиции 26 и 27 решаются одним ходом 1.?:bЗ. В 28 надо играть 1.?а4, а затем располагать ладью на неатакованных полях вертикали «а». Это гарантирует ничью. В позиции 29 быстрее всего выигрывает 1.?с1 или 1.?сЗ – важно ограничить подвижность черной ладьи, а не играть прямолинейно на размен (любопытно, что данная позиция предлагалась для разыгрывания детям 9–10 лет, которые затрачивали на поиски путей к победе гораздо больше времени, обычно начиная так: 1.?1а2 ?b1 2.?а1 ?b2 3.?За2 ?bЗ и т. д.). В три хода выигрывают белые в позиции 30 после хода любой ладьей на «а2» или «b1».

Чтобы достичь ничьей в положении 31, надо вначале сыграть 1.?а4 и затем аккуратно подбирать места остановок белой ладьи. В последнем положении сразу выигрывает 1.?:а4.

Дидактическую игру с детьми 5,5 лет целесообразно дополнить разыгрыванием положений 33–40:

В позиции 33 выигрывает лишь 1.?3:а2! (так как на «а2» могут побить обе белые ладьи, указываем, что сюда перешла ладья с третьей горизонтали), в положении 34 – 1.?а: аЗ (на «а3» бьет белая ладья с вертикали «а»), в положении 35 – 1. ?:аЗ. В 36 белые берут верх после 1.?а: а4 или 1.?b: b1. В трех следующих положениях выигрывает тонкий отказ от взятия: 37 – 1.?a1, 38 – 1.?с2!, 39 – 1.?а1!, и черным приходится отдать свои ладьи. В позиции 40 белые проигрывают, сопротивление можно лишь чуть продлить после 1.?b2 (любой ладьей). Игра на маленьких досках имеет свои закономерности. Так, при своем первом ходе белые, имея две ладьи против одной, всегда выигрывают только на фрагментах «две на две клетки» и «три на три клетки» (например, позиции 22, 29, 30). Только на фрагменте «две на две клетки» одна ладья может одолеть две при определенном их взаиморасположении (например, позиции 5, 6).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 15

Глава 15
До середины первого периода Билл даже не подозревал о том, что на матче присутствует селекционер из Торонто. Гордонбелловцы играли в неполном составе – их игрок был наказан двухминутным штрафом за опасную игру высоко поднятой клюшкой. Пользуясь преимуществом,

Глава 16

Глава 16
Всю следующую неделю команда, да и вся школа готовились к финальной встрече с кельвинцами. Ред часто задумывался о Билле Спунском. Он не встречался с Остряком Джексоном после игры с командой школы имени Гордона Белла, но, хорошо зная нравы профессиональных клубов,

Глава 17

Глава 17
Билл не помнил ни одного момента той разминки. Уже потом ему рассказывали, что он был сам не свой, каждый его бросок едва не сбивал с ног Брабанта… Словно в оцепенении он прослушал национальный гимн, покинул лед и опустился на скамью. Только когда последние зрители

Глава 1

Глава 1
О создателе легендарной советской боевой системыАнатолий Аркадьевич Харлампиев родился двадцать девятого октября 1906 года. Уже в шесть лет, благодаря тренировкам с дедом и отцом, талантливый Анатолий выступал с гимнастическими номерами под куполом цирка. Все дело

Глава 2

Глава 2
Так уж исторически сложилось, что боевые искусства Тибета впитали в себя опыт воинов Средней Азии, а боевые искусства Средней Азии впитали в себя знания великих тибетских лам.Именно поэтому то, с чем столкнулся Харлампиев в Средней Азии, можно смело назвать

Глава 3

Глава 3
Занимаясь «естественным самбо», человек может достичь такого уровня мастерства, когда сможет достаточно легко остановить атаку противника еще до того, как тот впервые о ней подумал. Владение приемами подавления противника на дистанции считается необходимым

Глава 4

Глава 4
Давайте теперь поговорим об ударах и о дистантном бое, при котором мы управляем противником на расстоянии. Итак, для чего нужен удар?Чего вы хотели, когда били?Поймите: удар всегда попадает только в ваше самое уязвимое место. При этом указать на конкретное место, в

Глава 5

Глава 5
Тренируясь на природе, в лесу, знайте, что все деревья делятся на вампиров и доноров. Деревья-вампиры как бы вытягивают из окружающего пространства весь негатив, а деревья-доноры, наоборот «заряжают» пространство положительной энергией. К деревьям-донорам

Глава 6

Глава 6
Секретные дыхательные практикиДревние восточные целители относили воздух к тому элементу, который непосредственно воздействует на дух, душу и тело человека.При этом во всех древневосточных трактатах о дыхании указывается и на то, что вмешательство человеческой

Как бить

Как бить
1.  Постановка удара
Главное в бою – это удар. Только удар принесет тебе победу над врагом. Школы единоборств могут сколько угодно доказывать преимущества захватов, болевых приемов и прочих хитрых действий, но ни одно ухищрение не может конкурировать с ударом. Он

5. Куда бить

5. Куда бить
О точках, в которые должны приходиться удары, речь пойдет чуть позже, когда разберемся с техникой. Но уже сейчас хочу сказать пару слов, которые нужно запомнить.Бить нужно туда, куда проще всего попасть и где твой удар причинит максимальную боль и нанесет

1. Куда бить

1. Куда бить
Любой удар наносит повреждения. Конечно, если вспышку боли и будущий кровоподтек можно считать повреждениями. Но чтобы остановить противника, нейтрализовать, лишить способности дальше продолжать бой, этого совершенно недостаточно. Боль только вызовет у

Глава 32.

Чи-и-из!

Глава 32. Чи-и-из!
В конце восьмидесятых годов прошлого века, когда «железный занавес» вокруг Советского Союза начал рушиться, мы с другом в числе первых ринулись наружу сквозь образовавшиеся бреши. У нас было приглашение в Париж и месяц отпуска, мы ехали на автомобиле

Правила игры в шахматы

Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Рокировку нельзя делать:
— если король уже делал ход
— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
— если после рокировки король окажется под шахом
— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
——
Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
— защититься от шаха
— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
——
Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).


Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).


Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.

—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Другие статьи

Что такое шведские шахматы


   Шахматистам всегда хотелось разнообразить шахматную партию. Так появились стоклеточные шахматы, появились игры с ограниченным количеством времени, игра под названием фристайл (где сражаются шахматные движки), а также

Поделиться

Шахматные стратегии | Стратегия игры в шахматы


   Шахматная партия на первый взгляд очень проста. Разве сложно запомнить как ходят фигуры, и передвигать их соответственно правилам? Да, именно так рассуждает новичок или любитель, который еще не совсем знает все

Поделиться

Детский мат в шахматах


Одним из самых популярных матов в шахматах является детский мат. Многие начинающие игроки попадаются в эту незатейливую ловушку. Сложного чтобы осуществить такой мат ничего нет, точно также как и нет ничего сложного, чтобы от

Поделиться

Как ходят шахматные фигуры


Таким вопросом задаются не только начинающие шахматисты, но и родители, которые хотят обучить своих детей шахматам. В основном на наш сайт заходят опытные игроки, которые уже умеют играть. Но нет ничего зазорного в том, что

Поделиться

Мат в 1 ход на день ВДВ


Не то, чтобы мы любили день ВДВ, просто обозначили это. Задачу мы подготовили. Белые матуют черных в 1 ход. Ну, и статью мы не подготовили, опубликовали старую. может вы ее не читали.

Поделиться

Темп в шахматах


   Разберемся для начала, что же такое темп?   Темпом считается потеря времени в дебюте, путем нападения младшей фигуры на более старшую. Это может быть нападение пешки на легкую фигуру (коня или слона), что

Поделиться

История возникновения шахмат


История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему.

Поделиться

10 советов, как стать чемпионом по шахматам – журнал Scout Life

Если вы хотите стать чемпионом по шахматам, вам потребуется много учиться и много практиковаться. Вот 10 советов для начала:

УЗНАЙТЕ ШАХМАТНЫЕ ХОДЫ

Каждая шахматная фигура может двигаться только определенным образом. Например, пешка ходит прямо вперед, но может атаковать только по углу, по одной клетке за раз. Ход конем имеет L-образную форму. Слон ходит под углом, но может ходить более чем на одну клетку за раз. Ладья (ладья) может двигаться только по прямой линии, но может идти вперед, назад или в сторону. Ферзь, самая сильная фигура, может двигаться в любом направлении на любое количество клеток, но не в двух направлениях за один ход. А король величаво ходит — как и подобает королю — по одной клетке за раз в любом направлении на шахматной доске.

ОТКРЫТИЕ С ПЕШКОЙ

Переместите пешку перед королем или ферзем на две клетки вперед. (Только при первом ходе пешка может переместиться на две клетки.) Это открывает путь для входа в игру ваших слонов и ферзя. Они двигаются под углом и не могут выйти на поле боя, если на пути стоят пешки.

ВЫВЕДИТЕ КОНЕЙ И СЛОНОВ

Прежде чем ходить ферзем, ладьями или королем, переместите своих коней и слонов к центру шахматной доски. Вы хотите вывести эти фигуры из-за пешек, чтобы они могли атаковать.

БЕРЕГИТЕ СВОЮ СПИНУ!

И впереди! Когда подходит ваша очередь, всегда думайте про себя: «Что сделал последний ход моего противника? Что он задумал? Он расставляет ловушки, чтобы захватить ваши фигуры? Затем определитесь со своим планом. Всегда смотрите на все свои возможности. Посмотрите на ходы, которые могли бы сначала захватить фигуры вашего противника или угрожать его королю. Но всегда перепроверяйте свои ходы перед тем, как их сыграть. Спросите себя: «Оставляет ли мой ход что-то незащищенным?»

НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ

Не делайте слишком много ходов пешками и не пытайтесь отобрать пешки соперника.

«КАСТЛ» РАНЬШЕ

Рокировка — это ход, который позволяет вам переместить короля в безопасное место и ввести в игру ладью. Как только все поля между вашей ладьей и королем свободны, вы можете переместить короля на два поля к ладье, а ладья переместится на поле с другой стороны короля. Если ваш противник пренебрегает рокировкой, вы можете начать атаку на его короля. Это единственный ход в шахматах, при котором за ход можно ходить более чем одной фигурой.

АТАКА В «СРЕДНЕЙ ИГРЕ»

После того, как вы ввели в игру всех своих коней и слонов и сделали рокировку (эти ходы являются вашим «дебютом»), начинается миттельшпиль. В миттельшпиле всегда ищите способы захватить людей противника. Возьмите любую шахматную фигуру, которую не защищает ваш противник. Но посмотри, что будет с твоим куском, если ты возьмешь его — тебя убьют? Всегда ищите способы переместить множество своих людей на позиции, чтобы атаковать вражеского короля.

ПОТЕРЯЙТЕ ЧАСТИ С МУДРОМ

Вы заберете несколько фигур противника. Некоторые из ваших частей будут взяты. Вы должны выяснить, что является и не является хорошим обменом в шахматах. Используйте эти очки, чтобы выяснить, делаете ли вы хороший ход, если собираетесь проиграть один из них:

  • Дама: 9 очков
  • Ладья: 5 очков
  • Бишоп: 3 очка
  • Рыцарь: 3 очка
  • Пешка: 1 очко

Так стоит ли терять слона, чтобы спасти пешку? Нет!

НЕ ИГРАЙ СЛИШКОМ БЫСТРО

Если видишь хороший ход, сядьте сложа руки и ищите лучший. Терпеливое мышление — ключ к успеху в шахматах.

ВЫИГРАЙТЕ В ЭТАПЕ

После того, как вы и ваш противник поменяетесь фигурами и у вас останется всего несколько человек, начнется эндшпиль. Теперь пешки становятся важнее. Если вы можете продвинуть пешку на самый дальний от вас ряд, эта пешка становится ферзем. Большой успех! Пусть ваш король тоже атакует, пока он остается вне досягаемости оставшихся фигур вашего противника — особенно ферзя — и не позволяет себя шаховать.

Говорят, что ваш король находится под шахом, когда ваш противник угрожает использовать одну из своих фигур, чтобы взять короля на следующем ходу. Если ваш король под шахом и у вас нет возможности устранить угрозу — он не может убежать, вы не можете взять фигуру противника, которая держит его под шахом, и вы не можете заблокировать шах, переместив одну из своих фигур. — игра проиграна. Мат! Если вы поставите мат противнику до того, как он поставит мат вам, то вы выиграете!

Как победить соперников с более высоким рейтингом в шахматах

Всякий раз, когда я сталкиваюсь с противником с более высоким рейтингом, я вхожу в игру, готовый победить его. Никакой пассивности и попыток удержать ничью. Я хочу играть в свою игру, взять на себя командование и победить с позиции силы.

Вместо того, чтобы бояться своего противника, я доверяю своей интуиции. Вместо того, чтобы играть пассивно и надеяться на удачный удар, я играю активно и стараюсь форсировать ошибки.

Если вам нужен совет, как играть против соперников с более низким рейтингом, то этот пост для вас.

Долгосрочный подход

Не буду вам врать. Такой подход может стоить вам нескольких очков в краткосрочной перспективе. Но вы получите огромную выгоду от этого позже.

Чтобы стать лучше, вы должны пройти сложные испытания .

Потери являются частью вашего процесса. Полностью их избежать невозможно.

Предположим, у вас рейтинг 1500, и вы играете с противником с рейтингом 1600. Если вы всегда просто играете пассивно и пытаетесь сделать ничью, вы никогда не научитесь обыгрывать игроков с рейтингом 1600 с позиции силы.

В тот момент, когда ваш рейтинг будет 1600+, вы не будете знать, как побить 1600, потому что никогда раньше этого не делали. Это означает, что вы можете застрять на этом уровне только потому, что ранее сосредоточились на быстром и легком повышении рейтинга.

Если вы решите играть на победу, вы, возможно, проиграете еще 1 или 2 игры. Но когда придет время, вы готовы побеждать противников с рейтингом 1600 одного за другим. Потому что ты пытался и делал это раньше.

Мой собственный опыт

Болезненные поражения

Одним из моих самых болезненных турниров был, без сомнения, турнир GM в Биле в 2017 году. Это был мой самый сильный турнир на тот момент. 7 из 9 соперников имели рейтинг выше 2650. Всего с 2493 я был одним из двух крупнейших аутсайдеров этого турнира.

Просто ужасное событие!

Вместо того, чтобы пытаться удержать ничью или играть как можно безопаснее, я решил идти на осложнения в каждой партии. Почему?

Потому что каждая игра против более сильного соперника — это бесплатная возможность чему-то научиться.

Вы можете сравнить себя с кем-то, на кого вы равняетесь, и почувствовать, чего вам не хватает, чтобы самому подняться на этот уровень. Это как бесплатный частный мастер-класс. Не пропустите это!

Как видите, результатом стала полная катастрофа. Ближе к концу турнира было трудно оставаться верным своему подходу. Несмотря на то, что я был очень расстроен результатом, я боролся до конца. Никаких коротких ничьих, никакой пассивной или безопасной игры.

У меня было две абсолютно выигрышные позиции и еще много гораздо лучших. Я не смог конвертировать, но показал себе, что готов терпеть краткосрочные потери, чтобы быстрее улучшиться и получить сильнее в долгосрочной перспективе.

Раунд 2 против победительницы турнира Хоу Ифань. Все могло бы закончиться иначе, если бы я выиграл ту партию…

В тот момент было особенно тяжело, потому что мой соотечественник гроссмейстер Георгиадис играл фантастически хорошо и набрал 5/9. Он выбрал другой подход и пошел на максимум баллов. Это окупилось, и все разговоры были о нем.

Следовательно, провальный результат стоил мне приглашения на GM Tournament 2018, где Нико имел возможность сразиться с Карлсеном, Мамедьяровым и Ко.

Я чувствовал себя идиотом.

Но что-то внутри меня знало, что риск когда-нибудь окупится.

Награды

И это действительно так! Я больше, чем когда-либо, чувствую, что в хороший день могу победить кого угодно с любым цветом. Я доказывал это много раз.

Самый большой успех был в 2019 году, когда я победил GM Harikrishna, тогда рейтинг 2749 и в Топ-20 мира, с черными фигурами.

После его ранней ошибки я избегал повторения ходов на 22-м ходу и никогда не оглядывался назад.

Заметьте, я играл французский вариант Винавера, один из самых сложных в теории шахмат. Далеко от безопасной игры.

Когда я вернулся на турнир GM в Биле 2020, у меня был тот же подход. Играйте на победу в каждой игре. На этот раз мой классический результат 2/7 по-прежнему разочаровывал, но были большие улучшения.

Вдобавок к убедительной победе над гроссмейстером Антоном Гихарро у меня было 3 выигрышные позиции черными. Я набрал только 0,5/3 из них, но я чувствовал, что был очень близок к тому, чтобы набрать большой плюс против великолепного соперника.

Забавный факт: мой друг был недоволен моим последним ходом (Лh5-h6) и попросил Лhg5! когда все квадраты на вертикали g будут заняты…

Я на самом деле много набирал в более поздних турнирах:

  • Cattolica Open 2020 8/9 (после 7/7!)
  • Accentus Young Masters 2020 7/10 (только против GM)
  • Чемпионат Швейцарии 2019 7.5/9

Эти результаты никоим образом не возможны, если вы пойдете по легкому пути.

После этих результатов я получил много сообщений, в том числе от сильных гроссмейстеров, с вопросами, как можно выиграть так много игр против сильного соперника.

Ответ прост: я готовился к этому много лет. Настало время получить награды.

Твоя очередь

Сомневаюсь, что это может быть намного хуже, чем унижение 1/9 на родной земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *